Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 2

Учебный класс, в котором проводилось исследование – 10 МДО («международное двуязычное образование») - класс, состоящий из 34 человек. Специфика данного класса в том, что в него набирают детей прошедших конкурсный отбор, у учащихся этого класса высокая учебная нагрузка, они углубленно изучают иностранный язык, часть общеобразовательных предметов и экзаменов ведется на иностранном языке.

Второй тип группы – клуб. Мы рассматриваем клуб как социальную иерархию самих подростков (юношей и девушек), созданную инициативно. Таким образом, в отличие от класса, куда нужно приходить учиться, клуб является группой, которую подросток находит интересной. Таким образом, ведущей характеристикой второго типа является его «факультативность». Факультативность создает для нас ведущий групповой  контекст и специфические условия идентификации.

В качестве факультативной группы в нашем исследовании выступал детский клуб «Интеракт», членов клуба в общей сложности порядка 30 юношей и девушек, от 15 до 18 лет (границы возраста закреплены уставом). Клуб обладает достаточно жесткой (для этого возраста) иерархической структурой, есть президент клуба, секретарь, руководители проектов и т.д. Клуб занимается благотворительной деятельностью, в основном помощью детским домам и приютам. Помощь заключается не только в материальных ценностях (собирание одежды и игрушек), но и в духовных, представленных различными концертами, выставками и т.д.

Мы рассматривали идентичность, как результат развития индивидуума в определенной системе общественных связей и условие его психического здоровья. По мнению Э.Эриксона в центре идентичности находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами – обществом, классом, нацией,  профессиональной  группой,  семьей  и т.д.  Идентичность (отождествление себя с …, переживание своей неразрывной связи с …) определяет соответствующие системы ценностей, социальные роли, идеалы, жизненные планы индивида, его способности, потребности. Мы различаем два понятия, идентификация – это процесс достижения идентичности. Идентичность – это результат, хотя и тоже процессуальная характеристика, т.е. переживание. Характеристики идентификации  зависят от типа группового контекста,  в которую входит юноша (девушка). Это можно изобразить следующим образом:

 


В пятифакторной модели конфликтов разработанной Хасаном Б.И, конфликт идентичности занимает вторую позицию и отражает процесс соотнесения индивида себя с другими, «Я такой как они» «Я отличный от них». Отмечается, что этот конфликт идентичности разворачивается во внешнем взаимодействии, и ситуация может сложиться как конфликтная если подросток почувствует отвержение со стороны группы. Действия подростка в этом конфликте носят противоположное направление, с одной стороны это действия направленные на установление принадлежности себя к группе, с другой – на достижение чувства уникальности.

Основной гипотезой нашего исследования, было предположение о том, что идентификационный процесс в группах с обязательным и факультативном контекстом, складывается по различным проявлениям идентификационных характеристик, таких, как нормы, ценности, цели. В начале нашего исследования мы представляли гипотезу следующим образом:

Таблица 2.1.2. Специфика идентификационных характеристик в группах с обязательным и факультативным контекстом.

Характеристики идентификации

Обязательная группа

Факультативная группа

Цели

Навязаны, вменены сверху. Рассогласованы. Подростки собираются для общения, а класс, как организационно-педагогическая единица создается для учебной деятельности.

Вырабатываются в процессе деятельности. Связаны с реальной деятельностью группы.

Ценности

Хорошие межличностные отношения.

Продуктивное включение в деятельность группы.

Нормы

Вводятся, могут приниматься или не приниматься. Классный час, классный руководитель. Поощрение либо наказание за успеваемость. Все спланировано, организованно сверху.

Опосредованны через социальную иерархию, каждый делает то, что входит в рамки принятой им роли.