Учебный класс, в котором проводилось исследование – 10 МДО («международное двуязычное образование») - класс, состоящий из 34 человек. Специфика данного класса в том, что в него набирают детей прошедших конкурсный отбор, у учащихся этого класса высокая учебная нагрузка, они углубленно изучают иностранный язык, часть общеобразовательных предметов и экзаменов ведется на иностранном языке.
Второй тип группы – клуб. Мы рассматриваем клуб как социальную иерархию самих подростков (юношей и девушек), созданную инициативно. Таким образом, в отличие от класса, куда нужно приходить учиться, клуб является группой, которую подросток находит интересной. Таким образом, ведущей характеристикой второго типа является его «факультативность». Факультативность создает для нас ведущий групповой контекст и специфические условия идентификации.
В качестве факультативной группы в нашем исследовании выступал детский клуб «Интеракт», членов клуба в общей сложности порядка 30 юношей и девушек, от 15 до 18 лет (границы возраста закреплены уставом). Клуб обладает достаточно жесткой (для этого возраста) иерархической структурой, есть президент клуба, секретарь, руководители проектов и т.д. Клуб занимается благотворительной деятельностью, в основном помощью детским домам и приютам. Помощь заключается не только в материальных ценностях (собирание одежды и игрушек), но и в духовных, представленных различными концертами, выставками и т.д.
Мы рассматривали идентичность, как результат развития индивидуума в определенной системе общественных связей и условие его психического здоровья. По мнению Э.Эриксона в центре идентичности находится переживание индивидом своей неразрывной связи с определенными социальными группами – обществом, классом, нацией, профессиональной группой, семьей и т.д. Идентичность (отождествление себя с …, переживание своей неразрывной связи с …) определяет соответствующие системы ценностей, социальные роли, идеалы, жизненные планы индивида, его способности, потребности. Мы различаем два понятия, идентификация – это процесс достижения идентичности. Идентичность – это результат, хотя и тоже процессуальная характеристика, т.е. переживание. Характеристики идентификации зависят от типа группового контекста, в которую входит юноша (девушка). Это можно изобразить следующим образом:
В пятифакторной модели конфликтов разработанной Хасаном Б.И, конфликт идентичности занимает вторую позицию и отражает процесс соотнесения индивида себя с другими, «Я такой как они» «Я отличный от них». Отмечается, что этот конфликт идентичности разворачивается во внешнем взаимодействии, и ситуация может сложиться как конфликтная если подросток почувствует отвержение со стороны группы. Действия подростка в этом конфликте носят противоположное направление, с одной стороны это действия направленные на установление принадлежности себя к группе, с другой – на достижение чувства уникальности.
Основной гипотезой нашего исследования, было предположение о том, что идентификационный процесс в группах с обязательным и факультативном контекстом, складывается по различным проявлениям идентификационных характеристик, таких, как нормы, ценности, цели. В начале нашего исследования мы представляли гипотезу следующим образом:
Таблица 2.1.2. Специфика идентификационных характеристик в группах с обязательным и факультативным контекстом.
Характеристики идентификации |
Обязательная группа |
Факультативная группа |
Цели |
Навязаны, вменены сверху. Рассогласованы. Подростки собираются для общения, а класс, как организационно-педагогическая единица создается для учебной деятельности. |
Вырабатываются в процессе деятельности. Связаны с реальной деятельностью группы. |
Ценности |
Хорошие межличностные отношения. |
Продуктивное включение в деятельность группы. |
Нормы |
Вводятся, могут приниматься или не приниматься. Классный час, классный руководитель. Поощрение либо наказание за успеваемость. Все спланировано, организованно сверху. |
Опосредованны через социальную иерархию, каждый делает то, что входит в рамки принятой им роли. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.