Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 14

Лев: Слава, поправь доску, чтобы было видно. (Лев сидит сбоку от доски и ему не виден текст задания, написанный на боковой доске)

Слава отогнул доску, она опять вернулась на место.

Лев: Ну, Слава!

Слава опять отогнул доску, она не держится.

Слава: Ну что, я ее держать буду.

Слава: Татьяна Васильевна, подойдите. (учитель не реагирует)

Лев: Татьяна Васильевна, поправьте доску, а то Слава пишет.

Татьяна Васильевна поправила доску, она стоит на месте.

Лев: Смотри Слава! (Восхищаясь).

Слава: (обращаясь к Леве) Так она там прижала. (обращаясь к учителю) Татьяна Васильевна подойдите.

Учитель игнорирует Славу. Эля с Мишей разговаривают, сидя на первой парте, явно решают спорные вопросы по контрольной работе.

Света и Юля положили друг на друга руки (игра  «Когда мое счастье»).

Света: Спасибо. (отвечает на взаимодействие с Юлей)

Слава: Там что последнее. (читает задание на доске)

Света третий раз за урок читает сообщение на пейджере. После второго радостно возмущается, шепотом обращаясь к подруге. Лева с Димой разговаривают, Лева попросил Славу отогнуть доску.

Слава: Татьяна Васильевна, отогните доску.

Татьяна Васильевна не реагирует. Слава отогнул доску сам. Миша спросил у Эли что-то шепотом, опять явно по поводу написания контрольной работы. Дима спросил потихоньку у Славы, Слава поднял лист, прочитал. Лена открыла тетрадь и переписывает ответ.

Лена: Я уже устала писать. (обращаясь в никуда)

Света достала зеркало, поправляет макияж. Лена крутит платочек, наблюдает за соседками. Слава обернулся к Леве, объясняет ему что-то, сильно жестикулируя.

Миша: Слава, ну что ты такой придурок.

Учитель: Миша, ну что ты?

Миша: А что он мне все замазал?

Леша: Что у тебя? (обращаясь к Мише).

Миша: Ну, на черта такое делать?

Лена: Я больше не могу. (продолжает переписывать определения из тетради на листочек)

Учитель: Ну, еще 6 урок. (отвечая на реплику Лены)

Саша взял у Лены листок, списывает. Учитель дает домашнее задание.

Дима: Суждение.

Эля: Жест – рука, всемогущий бог все решает.

Слава: Татьяна Васильевна! (тянет листок, сдает контрольную).

Она посмотрела, ушла дальше объяснять.

Слава: Татьяна Васильевна!

Учитель: Ну, правда, тут Миша сказал, что корифей превратился в корифана.

Смех в классе. Прозвенел звонок, никто не встает, все пишут. Андрей достал Славин портфель из окна, который был привязан на веревку.

В этом фрагменте очаг сопротивления представлен как «блуждающий». Здесь юноши и девушки ориентированы на индивидуальные отношения, взаимодействие представлено лишь, как фрагментарное (например, доску отогнуть). Специфика данного отрезка состоит в том, что ученики завязаны на оценку (они пишут контрольную), которая повлияет на отношения с родителями, на годовую оценку. Цель – хорошо закончить школу, которая есть во всех интервью (см. п. 2.3.) проходит через данный фрагмент, все хотят хорошо написать контрольную.

Приведем для сравнения несколько фрагментов из протоколов наблюдения факультативной группы.

Фрагмент протокола наблюдение факультативной группы – заседание клуба «Интеракт».

Катя: Он что уйти хочет? (обращаясь к руководителю)

Руководитель: Да, он срок то уже отсидел.

Катя: А что у нас было в последний раз?

Антон: А кто-то не был в последний раз! (высказывает претензию Кате).

Катя: А мне и сегодня никто ни сказал, подпольная организация какая-то.

Антон: Мне нужен список групп. (руководящим тоном).

Катя: Сейчас дам.

Антон: Да не по датам, а эти.

Руководитель ищет и Катя ищет.

Руководитель: Вот эти тебе. (показывает листы).

Антон: Нет не эти группы. Которые – кто с кого требует.

Руководитель: У меня таких нет, у меня мой макет.

Смеются о невыполненных планах, Татьяна Васильевна зачитывает.