Характеристики идентификационного процесса в школьных организованностях разного типа с обязательным и факультативным контекстом, страница 18

В таблице зафиксировано количество фрагментов связанных с взаимодействием юношей и девушек на уроке или на заседании клуба, с поворотными моментами. При количестве протоколов на один меньше в факультативной группе (меньше 1,3 часа), количество взаимодействий больше в два раза, причем 70 % из них носят тип отношений принятие – поддержка, в группе с обязательным контекстом такой тип отношений в 17 % случаев взаимодействий. Как следует из всех выше приведенных интерпретаций фрагментов и данной таблицы, члены учебного класса «не слышат» друг друга, они взаимодействуют в основном как бы параллельно, только учитель, апеллируя к нормам может включить в учебный процесс и лишь некоторых участников группы. В случае факультативной группы основные формы взаимодействия деловые, направленные на принятие решений, и как фоновое наблюдается межличностное общение. Взаимодействие всегда целенаправленное и обычно принимается.

2.6. Выводы, обобщение полученных данных.

Традиционно в исследованиях групп рассматриваются такие психологические характеристики как групповые интересы, групповые нормы, групповые ценности, групповые цели. Мы рассматриваем особенности психологических характеристик группы с факультативным и обязательным контекстами как такими контекстами, которые определяют ценности, цели, интересы и нормы группы. Рассматривая эти элементы, мы рассчитываем получить описание условий, в которых разворачивается идентификационный процесс.

Мы провели исследования методиками, выбранными нами в соответствии с гипотезой, сформулированной в начале работы. Работа включала анализ групповых условий процесса становления идентичности. Наше исследование носило «мягкий» характер, что объясняется специфичностью объекта, который является динамичным и сложным с одной стороны и установкой на максимально возможный «охват» жизни группы. Основное содержание работы мы старались сосредоточить на обнаружении двух контекстов идентификации; свести и обобщить полученные данные.

Члены обязательной группы часто примешивают личные отношения во взаимодействие с группой. В факультативной группе наблюдается построение социальной иерархии с определенными социальными ролями, которые принимаются, и участник группы действует в соответствии с ними, причем все члены клуба говорят о включении в деятельность группы. В учебном классе социальная роль практически не выражена как групповая действительность - «одноклассники», а включение в групповую деятельность отсутствует.

Деятельность участников факультативной группы направлена на благотворительные цели и принимается членами группы. Активность участников обязательной группы сосредоточена на общении и времяпрепровождении в классе. Вместе с этим, ученики учебного класса рассматривают свой класс, как средство для поступления в Вуз.

Ценности членов клуба «Интеракт» в основном также связаны с поступлением в Вуз. Большинство старшеклассников считают, что встречаться после окончания класса будут лишь некоторые члены их класса, у членов клуба «Интеракт» более благоприятные ожидания относительного общего будущего их группы, они собираются общаться. Такие перспективы рассматриваются, так как старшеклассники не считают свой класс дружным, а члены клуба имеют противоположное мнение о своей группе. Групповое мнение очень важно для участников факультативной группы, это показывают ответы на вопросы об отличии поведения в группе. В противоположность этому поведение старшеклассников в обязательной группе не отличается от обычного поведение, значит они не стараются выглядеть лучше в глазах группы.

Для участников факультативной группы ценным является активная деятельностная жизнь, что показывает основную направленность группы, на том же четвертом месте в ценностях у членов обязательной группы стоит счастливая семейная жизнь, что говорит о желании страшеклассников улучшить межличностные отношения. Явные отличия в среднегрупповых терминальных ценностях есть на пятом месте общественное признание, как ценность, ранжированная обязательной группой на 5 место, является результатом эффективных межличностных отношений, в то же время свобода - поставленная факультативной группой на 5 место вероятно является результатом эффективного и активного включения в общегрупповую деятельность. Первые три общегрупповые ценности выделенные подростками, это любовь, наличие хороших и верных друзей и здоровье, единственное различие относительно типа группы заключается в том, что в обязательной группе любовь расположена после наличия хороших и верных друзей.