Приложение 6
Пример анализа протоколов интервью с родителями
Яна В. (контрольный класс)
1. Конечно, появилось. Мышление какое-то не такое стало. Стала более раскованной, может подурачиться. Особенно, это проявляется в отношениях с мамой.
2. Наоборот, она ничего не хочет делать, спрашивает: «А почему я?». Приходится заставлять. При этом она может и меня призвать к порядку, если я свои вещи разбросаю. Хотя раньше она внимания на это не обращала.
3. Мы обязательно спрашиваем ребенка, если это ее касается. А вообще, я семейный деспот, поэтому она со мной сильно не выступает.
4. Конечно, изменилась. Раньше ей постоянно требовалась наша помощь. Сейчас она самостоятельно сделает, а потом просто приносит на проверку. Проверять домашнюю работу ее мама приучила. Она сначала сделает на черновик, а потом принесет проверить. В последнее время я ей говорю: «Если уверена в своих силах, то можешь сразу сделать на чистовик». Может начать доказывать свою точку зрения, если уверена в ее правильности. Когда встречается с затруднениями, просит помощи.
5. Да, я замечаю, что она начинает по-новому вести себя с матерью, противоречит ей. Со мной это делать бесполезно, хотя она и пытается. Но если я считаю, что что-то сделать необходимо, то все равно заставлю
6. Да, конечно. Нельзя сказать, что она как робот, который делает все, что скажут. Я не знаю как насчет других детей, а уровнем самостоятельности Яны я вполне доволен.
7. Да, в последнее время она стала противиться нашим указаниям. Но если с мамой у нее это еще получается, то со мной спорить бесполезно: Яна поплачет, а делать - все равно будет (протест обычно выражает слезами).
Полученные данные свидетельствуют о появлении в поведении ребенка новых характеристик. Например, по словам отца, девочка стала более раскованной, стала проявлять больше самостоятельности в отношении домашних заданий и др. На основании этого по первому из выделенных критериев нами было присвоено девочке 3 балла.
Исходя из ответов родителя, мы видим, что ребенок, не претендуя на новые обязанности, пытается отказаться от старых. При этом для девочки характерны претензии на уважение ее прав. В связи с этим, изменения по второму критерию были оценены нами в 3 балла.
Со слов отца в ситуации приготовления домашнего задания произошли существенные изменения, которые можно охарактеризовать как увеличение степени самостоятельности ребенка: девочка выполняет работу самостоятельно; за помощью обращается в случае затруднений; может оспорить мнение родителей, если уверена в собственной правоте. Исходя из этого, изменения по данному критерию были оценены нами в 3 балла.
В сфере отношений с близкими родственниками у девочки тоже произошли определенные изменения: ребенок стал противоречить родителям. Но поскольку в сравнении с другими детьми эти изменения не конструктивны (ребенок не аргументирует свою позицию, протест выражает слезами) по этому критерию мы присваиваем 2 балла.
Суммировав баллы по каждому критерию, получаем 11 баллов. Следовательно, ребенок относится к I первой группе детей.
Миша Л. (экспериментальный класс)
1. Особо резких изменений нет, но новое все-таки появилось. Например, стал более ответственно относиться к урокам, больше времени на них тратит.
2. Пытается быть самостоятельным. Недавно заявил, что ребенок имеет право на собственное мнение, наверное, по ТВ услышал. Пытается отказываться от предлагаемых ему обязанностей.
3. Да, и так было всегда. Обычно он сам высказывает свое мнение.
4. Что касается уроков, то он всегда старался сделать их быстро, иногда может вспомнить перед сном, что что-то не сделал. Дом. задания делает сам, никогда не сидим рядом. Если что-то не понял, то обращается за помощью; мы пытаемся помочь наводящими вопросами, диктовать что-либо бессмысленно, особенно, если у него другое мнение («Это мое дело. Учитель сказал так»).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.