В
примере 21 следующего п.7 будет показано, что остается
единственным оптимальным планом задачи, двойственной к задаче о ресурсах с
измененными запасами
если приращения
запасов
достаточно малы. Максимальным значением
дохода будет величина
Из
последнего равенства видно, что при малые изменения запаса i-го
ресурса не меняют величину максимального дохода
такие
ресурсы называются недефицитными. Ресурсы, для которых
, называются дефицитными -
увеличение (уменьшение) из запасов увеличивает (уменьшает) доход
Числа
определяют
скорость возрастания
при увеличении соответствующего
запаса и называются ценностями или теневыми ценами ресурсов в
данных условиях производства; задача, двойственная к задаче о ресурсах,
называется задачей о ценности ресурсов.
Используя понятие дефицитности и теневых цен ресурсов, можно дать экономическое
истолкование постановке двойственной задачи (31) – (33) и утверждениям теорем
двойственности. В частности, вторая группа уравнений теоремы 2 означает, что
дефицитные ресурсы в оптимальных планах
производства расходуются полностью
, а все ресурсы, которые
расходуются не полностью
, являются
недефицитными
.
Пример 20. Построить модель задачи о ценности ресурсов для задачи о
ресурсах из примера 11. Найти ценности и определить статус (дефицитные,
недефицитные) ресурсов, указать самый ценный ресурс.
Решение. Моделью задачи о ценности ресурсов является задача ЛП,
двойственная к модели самой задачи о ресурсах. Условие этой задачи записано в
примере15. Ценности ресурсов, т. е. компоненты оптимального
плана двой-
ственной
задачи, можно найти непосредственно по заключительной таблице прямой задачи (см. пример 11) аналогично
тому, как это сделано в примере 17. Записанные в скобках переменные
двойственной задачи
В соответствующем базисном плане
Из
оптимальности
для прямой задачи следует,
что
оптимальный план
двойственной задачи. Таким образом, четвертый ресурс недефицитный
, все остальные –
дефицитные. Самым ценным является третий ресурс
Упражнения
18. Решить задачу ЛП, используя графический метод решения задачи, двойственной к исходной:
а) б)
19. Построить двойственную задачу, решить одну из них и записать оптимальный план и записать оптимальный план другой задачи:
а) б)
20. Решить двойственным симплекс-методом
21. Минимальное количество автобусов, обеспечивающих потребность в пассажирских перевозках на городских маршрутах, остается постоянным в пределах каждого из шести четырехчасовых интервалов 0 часов – 4 часа, 4 часа – 8 часов, …,
20часов – 24 часа, и составляет 4, 8, 10, 7, 12, 4 автобуса соответственно. Каждый автобус используется непрерывно в течении восьми часов один раз в сутки, начало смены совпадает с началом одного из указанных четырехчасовых интервалов времени. Требуется определить минимальное значение общего количества автобусов, выходящих на городские маршруты в течение суток. Сколько автобусов занято при этом в каждой из шести восьмичасовых смен?
22. На складе предприятия имеются заготовки (бруски) длиной 8,1 м. Из этих заготовок требуется изготовить 100 комплектов более коротких заготовок, в один комплект входят два бруска длиной 3 м. и по одному бруску длиной 2м. и 1,5м. Необходимо раскроить исходный материал так, чтобы получить требуемое количество комплектов коротких заготовок с минимальными отходами. У к а з а н и е :
Рассмотреть все способы
раскроя заготовок длины 8,1 м., в которых отходами будут бруски длиной менее,
чем 1,5 м. Всего таких способов будет 10. Один из них, например, дает 2
заготовки длиной 3м. и одну заготовку длиной 2м.; при этом в отходы пойдет
брусок длиной
7. Исследование зависимости оптимальных планов от исходных данных
задачи ЛП
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.