В примере 21 следующего п.7 будет показано, что остается единственным оптимальным планом задачи, двойственной к задаче о ресурсах с измененными запасами если приращения запасов достаточно малы. Максимальным значением дохода будет величина
Из последнего равенства видно, что при малые изменения запаса i-го ресурса не меняют величину максимального дохода такие ресурсы называются недефицитными. Ресурсы, для которых , называются дефицитными - увеличение (уменьшение) из запасов увеличивает (уменьшает) доход Числа определяют скорость возрастания при увеличении соответствующего запаса и называются ценностями или теневыми ценами ресурсов в данных условиях производства; задача, двойственная к задаче о ресурсах, называется задачей о ценности ресурсов.
Используя понятие дефицитности и теневых цен ресурсов, можно дать экономическое истолкование постановке двойственной задачи (31) – (33) и утверждениям теорем двойственности. В частности, вторая группа уравнений теоремы 2 означает, что дефицитные ресурсы в оптимальных планах производства расходуются полностью , а все ресурсы, которые расходуются не полностью , являются недефицитными .
Пример 20. Построить модель задачи о ценности ресурсов для задачи о ресурсах из примера 11. Найти ценности и определить статус (дефицитные, недефицитные) ресурсов, указать самый ценный ресурс.
Решение. Моделью задачи о ценности ресурсов является задача ЛП, двойственная к модели самой задачи о ресурсах. Условие этой задачи записано в примере15. Ценности ресурсов, т. е. компоненты оптимального плана двой-
ственной задачи, можно найти непосредственно по заключительной таблице прямой задачи (см. пример 11) аналогично тому, как это сделано в примере 17. Записанные в скобках переменные двойственной задачи
В соответствующем базисном плане
Из оптимальности для прямой задачи следует, что
оптимальный план двойственной задачи. Таким образом, четвертый ресурс недефицитный , все остальные – дефицитные. Самым ценным является третий ресурс
Упражнения
18. Решить задачу ЛП, используя графический метод решения задачи, двойственной к исходной:
а) б)
19. Построить двойственную задачу, решить одну из них и записать оптимальный план и записать оптимальный план другой задачи:
а) б)
20. Решить двойственным симплекс-методом
21. Минимальное количество автобусов, обеспечивающих потребность в пассажирских перевозках на городских маршрутах, остается постоянным в пределах каждого из шести четырехчасовых интервалов 0 часов – 4 часа, 4 часа – 8 часов, …,
20часов – 24 часа, и составляет 4, 8, 10, 7, 12, 4 автобуса соответственно. Каждый автобус используется непрерывно в течении восьми часов один раз в сутки, начало смены совпадает с началом одного из указанных четырехчасовых интервалов времени. Требуется определить минимальное значение общего количества автобусов, выходящих на городские маршруты в течение суток. Сколько автобусов занято при этом в каждой из шести восьмичасовых смен?
22. На складе предприятия имеются заготовки (бруски) длиной 8,1 м. Из этих заготовок требуется изготовить 100 комплектов более коротких заготовок, в один комплект входят два бруска длиной 3 м. и по одному бруску длиной 2м. и 1,5м. Необходимо раскроить исходный материал так, чтобы получить требуемое количество комплектов коротких заготовок с минимальными отходами. У к а з а н и е :
Рассмотреть все способы раскроя заготовок длины 8,1 м., в которых отходами будут бруски длиной менее, чем 1,5 м. Всего таких способов будет 10. Один из них, например, дает 2 заготовки длиной 3м. и одну заготовку длиной 2м.; при этом в отходы пойдет брусок длиной
7. Исследование зависимости оптимальных планов от исходных данных
задачи ЛП
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.