В строке F таблицы есть отрицательные элементы, (-3) – наибольший из них по модулю, поэтому столбец разрешающий (выделен). В разрешающем столбце есть положительные элементы (в данном случае все). Вычисляем симплексные отношения 12/4, 8/4, 8/4 (столбец ). Здесь оказались две строки с минимальным симплексным отношением , выбираем в качестве разрешающей одну из них, например (выделена). Элемент 4 на пересечении строки и столбца разрешающий. Далее выполняем симплексное преобразование таблицы по правилам 1) - 5) и переходим к меняем местами заменяем разрешающий элемент 4 на 1/4; остальные элементы разрешающей строки, 1 и 8, делим на 4; остальные элементы разрешающего столбца, 4, 4 и (-3), делим на (-4); все оставшиеся элементы, не принадлежащие ни строке ни столбцу пересчитываем по правилу четырехугольника. Например, -2 в строке F заменяем на 3 в столбце – на Теперь таблица и опорный план текущие, и все операции начиная с шага 2 повторяются с таблицей В строке F таблицы еще есть отрицательный элемент в разрешающем столбце есть положительные элементы 2 и 1/4. После вычисления симплексных отношений ( почему в строке вместо отношения стоит прочерк?) и выбора разрешающего элемента 2 надо выполнить симплексное преобразование таблицы
т. е. перейти к При этом целесообразно начать вычисления с элементов строки F: если они окажутся неотрицательными (в данном случае так и будет: получатся ), то будет заключительной, ей соответствует оптимальный опорный план. Чтобы выписать этот план и , нужен только столбец свободных членов таблицы, «внутренние» элементы можно не вычислять. Итак, в данной задаче единственный оптимальный план и
При втором варианте выбора разрешающей строки в вместо получается другая цепочка таблиц: где
Здесь и в дальнейшем столбцы симплексных отношений опущены и сразу выделены разрешающие элементы. Вторая цепочка тоже приводит к оптимальному плану (конечно, тому же самому ведь он единственный!). Заметим, что в каждом из опорных планов таблиц есть базисное переменное с нулевым значением (см. столбцы свободных членов) - задача вырождена. Более того, хотя таблицы различные.
Пример 10 показывает, что при применении симплекс-метода к вырожденной задаче нескольким последовательным таблицам может соответствовать один и тот же опорный план ( во второй цепочке). Оказывается, что в других (более сложных) вырожденных задачах возможна следующая ситуация: нескольким таблицам соответствует один и тот же опорный план и на некотором шаге очередная из этих таблиц повторяет одну из предыдущих – происходит зацикливание. В теории ЛП разработаны различные варианты уточнения основного алгоритма симплекс-метода, позволяющие избежать зацикливания, но при решении практических задач они применяются очень редко, так как их использование сильно замедляет вычислительный процесс, а вероятность зацикливания ничтожно мала.
В заключение приведем пример решения задачи о ресурсах с помощью симплекс-метода.
Пример 11. В таблице 4 представлены исходные данные задачи о ресурсах:
|
Решение. Обозначим планируемые объемы производства по видам продукции. Математической моделью будет задача ЛП в стандартной (записана слева) или канонической (справа) форме:
,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.