Место управленческих решений в процессе управления. Разработка управленческих решений, как средство разрешения конфликтной ситуации. Систематизация управленческих задач. Определение эффективных решений при групповом выборе. Метод экспертных оценок, страница 6

1.  Определение существования проблемы. Надо установить имеется ли проблема в действительности или она является мнимой.

2.  Определение новизны проблемной ситуации.

3.  Определение причин возникновения проблемной ситуации.

4.  Установление взаимосвязи с другими проблемами.

5.  Определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации.

6.  Определение возможности разрешения проблемы.

  1. Определение существования проблемы включает проверку истинности или ложности. Следует отбрасывать ложную проблему и нельзя решать чужие проблемы.
  2. Определение новизны проблемной ситуации необходимо для выявления возможных аналогий с целью использования опыта прошлых решений. Если установлена  новизна проблемной ситуации, приходится проблему решать заново.
  3. Определение причин возникновения проблемной ситуации позволяет определить наиболее важные факторы, влияющие на возникновение проблемы и на достижение поставленной цели. Существует представление о том, что проблемы возникают внезапно. Но в большинстве случаев проблемная ситуация создается на предыдущих этапах управленческой деятельности. Для своевременного выявления возникающих проблем необходим постоянный сбор информации и ее анализ.
  4. Установление взаимосвязи с другими проблемами позволяет установить зависимости проблемной ситуации от других проблем.
  5. Определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации является обязательным этапом. Для того, чтобы объективно проанализировать информацию о проблемной ситуации необходимо описание проблемной ситуации выполнять по определенной схеме. Утверждается, что любую ситуацию можно описать, отвечая на 7 вопросов: что, где, когда, кто, почему, с какой целью, при каких условиях. Эти вопросы определяют структуру изложения информации и позволяют детализировать описание проблемной ситуации. В случае полной и достоверной информации достаточно легко формируется сущность проблемной ситуации и эта же информация служит исходной базой для формирования целей, ограничений и вариантов решений. Если имеет место недостаточность или неопределенность информации, то необходимо рассматривать 2 альтернативы:

1.  Принять меры к добыванию информации.

2.  Принимать решения в условиях неопределенности

Получение необходимой информации возможно в результате дополнительных исследований и экспериментов. Существует целое направление в науке – планирование и проведение экспериментов. Если выбрана 2-я альтернатива, то возникает необходимость доопределения проблемной ситуации гипотезами. К формированию гипотез обычно привлекают экспертов. Общих методов формирования гипотез нет, часто лишь общая идея. Альтернативные ситуации должны быть независимыми и составлять полную группу. Тогда каждую гипотезу оценивают вероятностью и сумма вероятностей равна единице.

Формирование множества альтернативных проблемных ситуаций обеспечивает уменьшение неопределенности исходной информации. Особое место занимает оценка степени разрешимости проблемы. Не имеет смысла разрабатывать решение для явно неразрешимой проблемы.

Общие требования к анализу проблемной ситуации состоят в следующем:

1.  описание проблемной ситуации должно быть полным, точным и носить аналитический характер;

2.  в описании должны быть условия, в которых возникла проблема и сущность проблемы (это ответ на вопросы: где, что, когда, при каких условиях, почему?);

3.  должна быть оценка срочности, актуальности и новизны проблемы (когда нужно решить, с какой целью, было ли раньше?);

4.  взаимосвязь с другими проблемами (на что влияет?);

5.  должна быть оценена полнота и достоверность информации;

6.  должна быть оценка возможностей решения проблемы с учетом существующих условий (можно ли решить проблему?);