1. Определение существования проблемы. Надо установить имеется ли проблема в действительности или она является мнимой.
2. Определение новизны проблемной ситуации.
3. Определение причин возникновения проблемной ситуации.
4. Установление взаимосвязи с другими проблемами.
5. Определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации.
6. Определение возможности разрешения проблемы.
1. Принять меры к добыванию информации.
2. Принимать решения в условиях неопределенности
Получение необходимой информации возможно в результате дополнительных исследований и экспериментов. Существует целое направление в науке – планирование и проведение экспериментов. Если выбрана 2-я альтернатива, то возникает необходимость доопределения проблемной ситуации гипотезами. К формированию гипотез обычно привлекают экспертов. Общих методов формирования гипотез нет, часто лишь общая идея. Альтернативные ситуации должны быть независимыми и составлять полную группу. Тогда каждую гипотезу оценивают вероятностью и сумма вероятностей равна единице.
Формирование множества альтернативных проблемных ситуаций обеспечивает уменьшение неопределенности исходной информации. Особое место занимает оценка степени разрешимости проблемы. Не имеет смысла разрабатывать решение для явно неразрешимой проблемы.
Общие требования к анализу проблемной ситуации состоят в следующем:
1. описание проблемной ситуации должно быть полным, точным и носить аналитический характер;
2. в описании должны быть условия, в которых возникла проблема и сущность проблемы (это ответ на вопросы: где, что, когда, при каких условиях, почему?);
3. должна быть оценка срочности, актуальности и новизны проблемы (когда нужно решить, с какой целью, было ли раньше?);
4. взаимосвязь с другими проблемами (на что влияет?);
5. должна быть оценена полнота и достоверность информации;
6. должна быть оценка возможностей решения проблемы с учетом существующих условий (можно ли решить проблему?);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.