Место управленческих решений в процессе управления. Разработка управленческих решений, как средство разрешения конфликтной ситуации. Систематизация управленческих задач. Определение эффективных решений при групповом выборе. Метод экспертных оценок, страница 18

Лучшему решению соответствует большее число.

Пусть α = 0,4, следовательно β = 0,4β0 + 0,6βn

Недостатком этого способа являются трудности с выбором числа α. Каких-либо рекомендаций по определению этого числа нет.

19. Выбор наилучшего решения для задач типа одна ситуация – много целей.

Для задач этого типа часто применяют формирование целей, различных по содержанию. Для того чтобы найти единственное решение в задаче этого типа, необходимо обеспечить согласованность всех целей. Если согласованность не обеспечивается, то найти единственное решение, как правило, не удается. Очень часто возникает проблема несопоставимости оценок решений. В этих условиях применять min max –ые критерии для выбора решений следует с особой осторожностью.

         Aj

yi

A1

A2

Am

y1

f11

f12

f1m

y2

5

4

2

6

5

3

yn

4

6

2

Для решения таких задач используют правило многокритериального выбора. Значение функции предпочтения fij в таких задачах дает оценку эффективности решения при достижении конкретной цели. В этом случае каждое решение оценивается вектором, т.е. множеством чисел. При определении наилучшего решения, например, методом парного сравнения упорядочивание решений осуществляется путем сопоставления векторов оценок.

В многоцелевых задачах существует необходимость для каждой цели определить отдельное правило упорядочивания. В этом случае сравнение векторов оценок выполняется с обязательным соблюдением установленных правил. Задачи поиска наилучшего решения является выбор такого решения, для которого оценки эффективности для достижения каждой цели являются наилучшими. Такие оценки называются доминантой.

Таким образом, поиск наилучшего решения сводится к поиску доминанты оценок эффективности решений.

Пример.

         Aj

yi

A1

A2

А3

y1

2

3

4

y2

5

4

4

у3

6

5

4

-

y4

4

6

3

-

                                               { y3, y4 }

Если в результате поиска доминанты возникает несопоставимость решений, то все несопоставимые решения считаются эффективными, а для выбора лучшего решения применяют один из двух способов:

1.  Выбор решения наугад. Этот выбор основывается на утверждении, что любое из эффективных решений не хуже, чем остальные.

2.  Получение дополнительной информации с целью упорядочивания решений.

Для решения многоцелевых задач часто прибегают к замене вектора оценок одной интегральной оценкой эффективности решения. Существует и практически применяется множество правил формирования общей оценки. Основными из них являются:

1.  Аддитивное правило.

2.  Мультипликативное правило.

3.  Рейтинговая оценка.

20. Групповой выбор решения.

Под групповым выбором понимают процедуру принятия коллективного решения. Такая процедура требует организацию работ группы и учет поведения всех членов группы. Например, на военных советах первыми высказываются младшие по званию. Это исключает влияние авторитета старших по званию на высказываемые суждения. Постановка задачи группового выбора формируется следующим образом: для решения проблемной ситуации предложено множество вариантов решения У = { У1, У2, …, Уm }. Имеется групповое ЛПР, состоящее из     d-членов. Каждый член этой группы в соответствии со своими личными предпочтениями оценивает решения из этого множества. Таким образом, оценка решений группой – формирование множества векторов предпочтений. Для образования единого предпочтения необходимо согласовать индивидуальные предпочтения. Это согласование производится на основании правил группового выбора. Существует несколько таких правил: