Место управленческих решений в процессе управления. Разработка управленческих решений, как средство разрешения конфликтной ситуации. Систематизация управленческих задач. Определение эффективных решений при групповом выборе. Метод экспертных оценок, страница 14

1.  Статистический.

2.  Экспертный.

И в том и в другом случае вероятность – это число, но по 1-му методу полученная на основании собранной статистической информации, а во 2-ом – субъективно, возможно с применением отношений правдоподобия.

Запись вида  S1  >  S2 означает, что  S1  выглядит более правдоподобно. Значит ее вероятность  >  вероятности ситуации S2 .

                                                    n

S1  >  S2               P1  >  P2         ∑Pi = 1.

                                                   i=1

Таким образом, практические измерения ситуации осуществляются методами непосредственных измерений на шкале  [0; 1].

14. Измерение важности целей.

Решения принимаются для ликвидации проблемной ситуации. Однако даже в этом случае не всякое решение будет верным. Стремление к получению наилучшего решения формируется в виде цели. Понятие цели вводится для того, чтобы иметь возможность сравнивать различные решения по степени достижения цели. Будем считать, что одно решение лучше другого только тогда, когда оно в большей степени обеспечивает достижение цели. При этом все решения должны быть ориентированы на достижение одних и тех же целей. Сравнение решений для достижения разных целей не имеет смысла. Первоначально цели формируются на содержательном уровне и позволяют судить только об общем направлении поиска наилучшего решения. Например, цель повысить рентабельность не конкретизирует, какие именно составляющие рентабельности должны быть изменены: уровень прибыли, величина издержек или что-то еще. Для обеспечения необходимой однозначности, исходные цели приходится разбивать на множество более простых. Процесс формирования простых целей называется квантификацией. На практике квантификацию можно осуществить при помощи экспертов, путем разбивания целей на частные цели (подцели). Последовательно осуществляя квантификацию, получим дерево целей. В идеальном случае на нижнем уровне должен оказаться полный наиболее точный набор измеренных частных целей. Измеряемость набора целей означает, что каждой из целей в соответствие может быть поставлено некоторое число (абсолютное или относительное) и между подцелями может быть установлена некоторая упорядоченность. Как правило, реальное решение проблемной ситуации связано с достижением нескольких целей. Вместе с тем считается, что не все цели одинаково важны, поэтому возникает необходимость дополнительно измерять важность цели. Обычно измерение важности цели проводится методом ранжирования, и ранг каждой цели называют приоритетом. Обычно, при решении проблем целей не много ( не более 10). Поэтому оценка приоритета целей обычно затруднений не вызывает. Наиболее важная цель имеет приоритет равный «1» и д.т. Иногда вместо приоритета используют коэффициент важности цели, который принимает значение от 0 до 1. Для измерения коэффициента важности можно использовать непосредственную оценку или метод парных сравнений с последующим вычислением коэффициента важности:

А1

А2

А3

А4

А1

///

1

1

0

2

2/6

 А2

0

///

1

1

2

2/6

А3

0

0

///

1

1

1/6

А4

1

0

0

///

1

1/6

                                    6   ∑=1

Cij =    1 Ai  >=  Aj

            0 Ai  <=  Aj 

15. Измерение предпочтений решений.

Оценка решений является завершающим этапом измерений объектов управленческого решения. Существует множество различных способов оценки решений от формальных (в т.ч. математических) до субъективных (экспертных). Вместе с тем единой методологии оценки решений пока не существует. Основные трудности в оценки вариантов решений состоят в следующем: