Основные положения теории радикального цепного механизма реакции термического распада. Теория Райса. Температура и продолжительность процесса и давления на результаты термического крекинга, страница 26

Находящиеся в эксплуатации установки каталитического крекинга первого и второго поколения, на которых перерабатывается около 60% всего сырья, значительно уступают по своим технико-экономическим показателям более совершенным установкам треьего поколения. Так, средний выход бензина на установках типа Г-43-102 составляет 25 – 26%, 1-А/1М- 34 – 38% и на установках Г-43-107 – 48 – 51%мас. Среднее октановое число бензинов по моторному методу составляет 76 – 76,5(установки Г-43-102), 79 – 80(установки 1А/1М) и 80 – 81(установки Г-43-107). Низкие технологические показатели работы установок первого и второго поколений объясняются их устаревшей конструкцией и недостатками в работе реакторно-регенераторного блока.

К концу 1990 годов в мире (без России и стран СНГ) эксплуатировалась 361 промышленная установка каталитического крекинга, в том числе 332 установки ККФ с движущимся слоем крупногранулированного катализатора. На зарубежных установках используется множество различных модификаций каталитического крекинга, разработанных в основном ведущими компаниями США. Общим для большинства схем является применение лифт-реактора с использованием цеолитсодержащего микросферического катализатора и промоторов дожига СО.

Одним из лидеров в разработке систем каталитического крекинга является ЮОП, по технологии которой сооружено более 210 промышленных установок, в том числе 25 установок для переработки остаточных видов сырья.

Первые установки каталитического крекинга дистиллатного сырья с лифт-реактором, разработанные фирмой ЮОП, были аналогичны отечественной установке Г-43-107.

Наряду с ЮОП известными лицензиаторами процесса каталитического крекинга на мировом рынке выступает ряд других фирм: Kellog, Shell, Gulf, Esso и др. Принципиальные схемы реакторно-регенераторных блоков установок крекинга зарубежных фирм приведены в монографии [7].

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДУКТОВ КАК КРЕКИНГА ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

ГазГаз каталитического крекинга наполовину состоит из непредельных углеводородов, в основном, пропилена и бутенов. Также присутствуют значительные количества изобутана. Благодаря этому бутан-бутиленовая фракция газа используется как сырье процесса алкилирования с целью получения высокооктанового бензина. Пропан-пропиленовая фракция используется для выделения пропилена для производства полипропилена. Ввиду большой суммарной мощности установок каталитического крекинга, доля пропилена, вырабатываемый в процессе, составляет до 15% от его общего производства. Сухой газ (водород, метан, этан) используется в качестве топлива в печах заводских установок. БензинВ процессе каталитического крекинга вырабатывается высокооктановый бензин с ОЧИ 88-91 пунктов. Кроме того, бензин содержит менее 1% бензола и 20-25% ароматических углеводородов, что дает возможность использовать его для приготовления бензинов согласно последним нормам Евросоюза (Евро-4, Евро-5). Основной недостаток бензина каталитического крекинга - высокое содержание непредельных углеводородов (до 30%) и серы (0,1-0,5%), что очень плохо влияет на стабильность топлива при хранении. Бензин быстро желтеет из-за полимеризации и окисления олефинов и потому не может применяться без смешения с другими бензиновыми фракциями. Легкий газойльЛегким газойлем каталитического крекинга считается фракция 200-270°С (реже 200-320 или 200-350). В ней содержится большое количество ароматических углеводородов, что приводит к низкому цетановому числу ( как правило, не выше 20-25). Кроме того, даже при условии предварительной гидроочистки сырья, в легком газойле содержится значительное количество сернистых соединений (0,1-0,5%). Из-за этого легкий газойль не может использоваться в больших количествах для приготовления дизельного топлива. Рекомендуемое его содержание в дизельном топливе - до 20% (в случае, если в топливе имеется запас по содержанию серы и цетановому числу). Другое применение легкого газойля - снижение вязкости котельных топлив, судовое топливо и производство сажи. Существует возможность направить на гидроочистку, где происходит гидрирование ароматики, и очистка от сернистых соединений, и далее использовать как компонент товарного дизельного топлива. Тяжелый газойльТяжелый газойль каталитического крекинга - это фракция, начинающая кипеть выше 270°С (реже 320,350). Из-за большого содержания полициклических ароматических углеводородов эта фракция (при определенном содержании серы) является прекрасным сырьем процесса коксования с получением высококачественного игольчатого кокса. При невозможности утилизировать фракцию этим путем, её используют как компонент котельного топлива.