Причинно-следственные связи явлений существуют в мире (природе, обществе) объективно, независимо от сознания и воли людей.
Для изучения причинно-следственных связей используют такие методы как метод подобия, метод различия, метод сопутствующих изменений (смен), метод элиминирования (остатков) и др.
1.4. Гипотезы в методологии научных исследований
Гипотеза – научное допущение, выдвигаемое для объяснения любого явления и требуемое проверки на испытание и теоретическое обоснование для того, чтобы стать достоверной научной теорией.
Основанием для выдвижения гипотезы является практика людей и предыдущие знания в виде основных законов развития и познания действительности.
Процесс развития гипотезы проходит четыре стадии: выдвижение, формулирование, доказательство, анализ результатов доказательств.
1.5. Доказательства в научных исследованиях
Процедура, с помощью которой устанавливается истинность любого утверждения, в логике принято называть доказательством. В доказательствах применяют два способа установления истины: непосредственный, опосредованный.
Доказательство есть логическая процедура, установление истинности любого утверждения с помощью других утверждений, истинность которых уже доказана.
В структуре доказательств выделяют такие элементы как:
Теза (теорема), аргумент и форма (демонстрация).
В технических, математических и экономических дисциплинах применяют два основных вида доказательств:
– прямые (в цепи выводов последним является теза);
– непрямые (доказательства от обратного, т.е. начальной посылкой является антитеза).
Большое значение в научных исследованиях имеют опровержения. Как и доказательств, опровержения состоят из тезы, аргументов и формы.
Теза должна быть точно и четко сформулирована и на протяжении всего доказательства (опровержения) должна оставаться неизменной. Аргументы должны быть истинными утверждениями и достаточно обоснованными для доказательства тезы.
Формально доказательство представляет собой процесс мышления, результатом которого есть последовательность утверждений, распределенных в определенном логическом порядке. Различают два вида методических приемов мышления:
– метод прямого мышления – принимается одна из самых разумных точек зрения на проблему, логически развивается, в случае неудачи отбрасывается, принимается новая, и т.д. до отыскания дороги к конечному результату;
– метод обходного мышления – проблема исследуется с разных точек зрения, а правильная дорога определяется после того как уже цель достигли.
1.6. Процесс научного исследования
Научно-исследовательский процесс – это совокупность организационных, методических, технических и др. приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур. Процесс включает такие стадии или этапы: организационно-методический, исследовательский, обобщения, апробации, практического использования результатов исследования.
Организационно-методическая подготовка предусматривает разработку программы исследования, технико-экономического обоснования, составления общего плана исследования, методики исследования и рабочего плана.
Исследовательская стадия научного процесса состоит из двух этапов. На первом – осуществляется сбор информации, методов и критериев для её последующей обработки и анализа. На втором – выполняются исследования и анализ собранной информации, доказательства поставленной гипотезы или её опровержение, корректировка теоретических или эмпирических положений.
Стадия обобщения, апробации и реализации результатов НИР (научно-исследовательских работ) включают в себе обобщение результатов исследования в отчетах о выполнении НИР, монографиях, диссертациях и т.д. Результаты НИР обсуждаются в научных коллективах, проводится их рецензирование и экспертиза, вносятся необходимые коррективы, дополнения и т.д. После этого начинается реализация выводов и предложений, которые обоснованы в выполненной НИР.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.