Правильный выбор объекта изучения (исследования) из окружающего материального мира в соответствии с целью исследования способствует обоснованности и необходимости исследования.
Выбрав объект исследования, его предмет и факторы, влияющие на причинно-следственные результаты состояния объекта, необходимо определить список его параметров, т.е. полноту изучения объекта в соответствии с целю (ями) исследования. От полноты изучения (количества изучаемых параметров и их достоверности) в значительной мере зависят результаты выполненного исследования.
1.2. Общенаучные и эмпирические методы исследований
Развитие науки неразрывно связано с созданием методологии исследований, которая воплощает её (науки) необходимые принципы. Различают общую методологию науки и прикладную.
Общая методология исследует законы развития научного знания в целом.
Прикладная методология базируется на законах отдельных наук.
Предметом изучения методологии научных исследований являются понятия и методы самой науки, сфера их применения, обоснованность научных результатов, осмысление достижений науки с точки зрения общечеловеческой культуры.
Метод (methodos – исследование) – это способ исследования объектов и явлений, определяющий планомерный подход к изучению их научного познания и установления истины. В своей основе метод является инструментом к решению главной задачи науки – познание объективных законов действительности с целью их использования в практической деятельности людей.
Каждая наука включает в себе как общенаучные, так и один или несколько частных методов исследования, характерных для данной науки.
В методологии конкретно - научных исследований выделяют два уровня познания:
– теоретический – высказывание и развитие научных гипотез и теорем, формулировка законов и выведение из них логических следствий, составление других гипотез и теорий;
– эмпирический – наблюдения и исследования конкретных явлений, эксперимент, а также классификация, группирование и описание результатов исследований и эксперимента, внедрение их в практическую деятельность людей.
Классификация методов научных исследований имеет следующий вид:
Методы научных исследований |
||
Общенаучные |
Конкретно-научные (эмпирические) |
|
Теоретические |
Методические приемы |
|
– анализ – синтез – индукция – дедукция – аналогия – моделирование – абстрагирование – конкретизация – системный анализ |
– формализация – гипотетический метод – аксиоматический метод – создание теории |
– расчетно-аналитический – органолептические – документалистики – наблюдения – эксперименты – внедрение результатов исследования в практику |
1.3. Причинные связи в методологии научных исследований
Причиной называется такое явление, которое представляется следствием определенных изменений начального положения объекта исследования. Со временем причина всегда предшествует следствию, а следствие наступает в результате действия определенных причин. Таким образом, возникают причинно-следственные связи явлений, которые изучаются в методологии научных исследований.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.