Конспект лекций по общей психологии, страница 41

·  самость – воплощение целостности и гармонии личности, Высшее Я, интегрирующее сознание и бессознательное в процессе индивидуации;

·  мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости;

·  бог – конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир.

Мифология – отражение в сознании людей архетипов коллективного бессознательного в виде историй, сказаний, сказок, где действуют законы как видимого, так и тонкого миров. Мифологическое сознание – этап развития как цивилизации (традиционные, «примитивные» общества), так и каждого из нас (дошкольный и частично младший школьный период).

      Контрольные вопросы:

1.  Нужно ли человеку бессознательное?

2.  Управляет ли сознание бессознательным?

3.  Управляет ли бессознательное сознанием?

4.  Зачем человеку сознание?

5.  Что нам дает самосознание?

6.  Что такое личное бессознательное?

7.  Что такое коллективное бессознательное?

8.  Где находится истинное «Я»?

9.  Как повысить самооценку?

10.  Как изучают архетипы?

     Литература:

1.  Максименко С.Д. Общая психология. М.,К., 2001.

2.  Психология. СПб., 2002.

3.  Психология личности. Тексты. М., 1982.

4.  З. Фрейд. Лекции по психоанализу. М., 1993.

5.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

6.  Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995.

7.  Юнг К. Избранное. Минск, 1998.

Тема 18.

Защитные механизмы «Я». Зрелость личности

      План лекции:

1.  Фрустрация, стресс и защитные механизмы «Я».

2.  Характеристика защитных механизмов «Я».

3.  Зрелость личности.

      Основные понятия:

фрустрация, защитные механизмы «Я», напряженность, психосоматические расстройства, психоанализ, активная защита: агрессия, сублимация, рационализация, компенсация, регрессия, пассивная защита: вытеснение, игнорирование, избегание, проекция, интроекция, зрелость личности, теория Г.Олпорта.