Конспект лекций по общей психологии, страница 4

            Контрольные вопросы:

  1. Что изучает психология.
  2. Как менялись взгляды на психологию с античности до настоящего времени.
  3. Какие психические процессы вы знаете?
  4. Назовите психические свойства.
  5. Какие психические состояния изучает психология?
  6. Можно ли определить «главную» науку в психологии?
  7. С какими науками о человеке психология связана теснее всего?

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
  2. Введение в психологию.  М., 1998.
  3. Маклаков  А.Г. Общая психология. СПБ., 2002.
  4. Максименко С.Д. Общая психология. М., К., 2001.
  5. Основи психології. К., 1996.
  6. Психология. СПБ., 2002.
  7. Столяренко  Л.Д. Основы психологии. Р.-Д., 1997.
  8. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Тема 2.

Основные психологические школы и направления

            План лекции:

  1. Система школ и направлений в психологии.
  2. Характеристика школ и направлений.
  3. Перспективы развития психологии.

Основные понятия:

психологическая школа, психологическое направление, психология деятельности, бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, психодинамическое направление, психоанализ, аналитическая психология, неопсихоанализ, гуманистическая психология, экзистенциальная психология, глубинная психология, психология духовности.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтез Р.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.