Конспект лекций по общей психологии, страница 20

Сочетание темпераментов наиболее гармонично по принципу дополнения: флегматика с холериком и меланхолика с сангвиником, так как каждый из них в избытке обладает именно тем, чего не хватает другому. Другие сочетания дают большее напряжение, но надо заметить, что в этом вопросе сознание человека играет далеко не последнюю роль.

      Контрольные вопросы:

1.  Как определить темперамент?

2.  Кто такой амбиверт?

3.  Нужно ли вмешиваться в темперамент?

4.  Как определить темперамент героев романа А. Дюма «Три мушкетера»?

5.   С кем лучше всего сочетается холерик и меланхолик?

6.  Как не мешать жить сангвинику и флегматику?

     Литература:

1.  Введение в психологию. М., 1998.

2.  Психология. М., 2000.

3.  Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,1982.

4.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р-Д.. 1997.

5.  Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. М.. 1982.

6.  Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

Модуль III. Психология интеллектуальной деятельности.

Тема 10.

Общая характеристика интеллекта

      План лекции:

1.  Понятие интеллекта.

2.  Структура познавательной деятельности.

3.  Характеристика познавательных процессов.

     Основные понятия:

интеллект, ментальный опыт, когнитивный, метакогнитивный и интенциональный опыт, познавательные процессы, внимание, сенсорика, память, мышление, воображение, интеллектуальные способности, конвергентные способности, креативность, обучаемость, познавательные стили.

Интеллект – форма организации индивидуального ментального опыта в виде структур, порождаемого им пространства отражения и строящихся в рамках него репрезентаций (представительств) происходящего.

Ментальный опыт – система интеллектуальных ресурсов, обеспечивающая воспроизведение действительности и особенности познавательного отношения субъекта к миру. Уровень его организации определяется степенью сформированности и мерой интеграции когнитивных (познавательных), метакогнитивных (регулирующих) и интенциональных (выражающих отношение) психических структур.