Конспект лекций по общей психологии, страница 40

Я-концепция – образ Я, многоуровневая система представлений человека о себе:

·  Я-интимное (глубинное);

·  Я-желаемое (каким я хочу быть);

·  Я-должен (каким другие хотят меня видеть);

·  Я-реальное (каким я получаюсь) и др.

Формируется в результате самосознания, определяет отношение человека к себе и лежит в основе взаимоотношений.

Состав образа Я характеризуется:

·  когнитивной сложностью и  дифференцированностью (числом и характером осознаваемых качеств; чем их больше – тем выше параметр);

·  степенью выраженности его компонентов (физического, социального и духовного), их значимости для человека;

·  внутренней цельностью, последовательностью (согласованностью или противоречивостью);

·  степенью устойчивости (стабильности).

Самоуважение – общий знаменатель, интегральное измерение Я, итог самопознания, самооценки, самопринятия, самоконтроля. По У.Джемсу является результатом соотношения успеха (уровня достижений) и (к) ожиданий (уровня притязаний).

Архетипы (К.Юнг) – элементы коллективного бессознательного, мощные первичные психические образы («первичные модели»), врожденные идеи или воспоминания, основа мифологического мышления. Априорны, иррациональны и бесспорны по своей основе, суггестивны (зачаровывают) и автоматичны. Главными, по мнению К.Юнга, являются следующие архетипы:

·  анима (бессознательная женская сторона личности мужчины) и анимус (бессознательная мужская сторона женщины). В той или иной пропорции содержатся в каждом из нас и проявляются в несвойственном для данного гендерного стереотипа поведения (например, в споре для мужчин проблема становится предметом их личных обид и тщеславия, а для женщин – вопросом силы – истины и справедливости);

·  персона – маска, социальная роль, оболочка Я, наше публичное лицо;

·  тень – бессознательная противоположность того, что человек настойчиво утверждает в сознании, отвергаемое и подавляемое человеком, моральная проблема личности, которую он обычно проецирует на других. Для гармонии необходима интеграция сознания с тенью;