Конспект лекций по общей психологии, страница 21

Когнитивный опыт – структуры, обеспечивающие хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации. Основное назначение – оперативная переработка текущей информации. Включает в себя архетипические (исторически сложившиеся) структуры, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры (системы значений когнитивных элементов – слов, жестов, предметов и т.д.) и понятия (единицы знания, отражающие природу объектов в образной и символически-логической форме).

Метакогнитивный опыт – структуры, позволяющие осуществлять произвольное (осознанное) и непроизвольное (автоматическое) управление интеллектуальной деятельностью. Основное назначение – контроль за состоянием интеллектуальных ресурсов и саморегуляция процессов переработки информации. Включает в себя непроизвольный и произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивную осведомленность (систему представлений о своих интеллектуальных возможностях) и открытую познавательную позицию (понимание относительности интерпретаций реальности, готовность к парадоксам и противоречиям, восприятие происходящего по принципу «возможно все – даже то, что невозможно»).

Интенциональный опыт – структуры, лежащие в основе интеллектуальных склонностей. Основное назначение – предопределение  субъективных критериев выбора предметной области, направления поиска решения, предпочтения источников информации и т.д. Включает в себя предпочтения (интеллектуальную направленность, своеобразный ментальный компас), убеждения (вера в истинность знаний, уверенность в правильности выбранного способа, метода, пути) и умонастроения («чувство  направления» поиска, состояние творческого порыва, предчувствие открытия и т.д.).

Познавательные процессы – процессы, обеспечивающие отражение и воспроизведение действительности в сознании.

Внимание – процесс сосредоточения психики на какой-то части реальности, фокус сознания, обеспечивающий отбор нужной информации, обеспечение избирательных программ действий и сохранение постоянного контроля за их протеканием.

Сенсорика – процессы ощущения и восприятия, обеспечивающие поступление информации через органы чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и формирование образов реальности. Доминируют в правом полушарии головного мозга. Составляют 1-ю сигнальную систему (по И.П.Павлову).