Мимика – выразительные движения мышц лица.
Жестикуляция – движения руками, что-то обозначающие или сопровождающие речь.
Интонация – повышение и понижение тона голоса при произношении.
Поза – положение тела.
Дистанция взаимодействия – определенные опытным путем (эмпирически) расстояния между человеком и другими людьми, имеющие для него субъективное значение:
· 0-45 см – интимная (как к себе самому);
· 45-120 см – личностная (для друзей);
· 120-400 см – социальная (для знакомых, деловых отношений);
· свыше 4 м – публичная (для остальных, минимум отношений).
Слово – элемент языка, обозначающий вещь, признак или отношение. Является продуктом длительного развития и передает опыт, сформировавшийся в процессе развития поколений. Вызывает «семантическое поле» в каждом конкретном случае обусловлено выбором нужного его «ближайшего значения».
Значение – объективно сложившаяся в процессе истории системам связей, стоящих за словом.
Смысл – индивидуальное, личностное значение слова, выделенное из объективной системы связей.
Контрольные вопросы:
1. Может ли человек быть человеком без речи?
2. Есть ли речь у животных?
3. Каковы развивающие функции речи?
4. Какова связь речи с мышлением?
5. Как соотносятся вербальная и невербальная речи?
6. Что нужно для понимания речи?
7. Как личность участвует в становлении и функционировании речи?
8. Действительно ли глаза могут говорить?
9. Как развивать речь?
Литература:
1. Лундсей П., Норман Н. Переработка информации у человека. М., 1974.
2. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.,1975.
3. Максименко С.Д. Общая психология. М., К., 2001.
4. Основи психології. К.. 1996.
5. Психология. СПб., 2002.
6. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
Модуль IV. Психология личности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.