Конспект лекций по общей психологии, страница 38

      Контрольные вопросы:

1.  Чем характер сходен с темпераментом?

2.  Чем характер отличается от темперамента?

3.  Почему трудно разработать типологию характера?

4.  Что дает науке и практике типология К. Юнга?

5.  Почему у людей развивается акцентуация характера?

6.  Как нужно подходить к коррекции характера?

      Литература:

1.  Ананьев Б.Г. Избранные труды, В 2-х т. М., 1980.

2.  Гуленко В.В. Основы социоанализа. К., 1991.

3.  Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 1999.

4.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

5.  Максименко С.Д. Общая психология. М., К., 2001.

6.  Психология. СПб., 2002.

7.  Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

8.  Психология личности. Тексты. М., 1982.

9.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

10.  Юнг К. Аналитическая психология. М., 1995.

Тема 17.

Сознание и бессознательное «Я»

      План лекции:

1.  Сущность и соотношение сознательного и бессознательного.

2.  Самосознание и проблема «Я».

3.  Уровни, виды и система «Я» - концепции.

       Основные понятия:

Бессознательное – личное и коллективное, сознание, самосознание, состояния сознания, Я, Оно, Сверх-Я, психика как целое, уровни психики  и их соотношение, подходы З. Фрейда и К. Юнга, Я-концепция, внешние и внутренние источники самооценки, уровни образа себя, проблемы самооценки, адекватность самооценки, комплексы, архетипы (тень, персона, анима, анимус, самость, мудрец, бог), мифология.

Бессознательное – уровень, часть (основная, до 95-98 %) психики, не находящаяся под волевым контролем, не представленная в данный момент в психике. Состоит из личного бессознательного и коллективного бессознательного (К.Юнг).

Личное бессознательное – содержание личного опыта человека, которое не осознается в данный момент либо потому, что внимание человека направлено (сознание заполнено) на другие объекты, либо в самом человеке что-то мешает этому (он не хочет об этом думать, вытеснил из сознания и т.д, см. «защитные механизмы Я»), либо его отвлекает внешний источник. При определенных условиях и усилиях человека, с применением определенных техник (например, психоаналитических) может более или менее легко достичь сознательного уровня. Со временем становится частью коллективного бессознательного.