Конспект лекций по общей психологии, страница 32

·  экспрессивно-релаксационная – эмоции выражают, проявляют внутреннее состояние человека, выводят энергию, снимают и «разряжают» напряжение;

·   синтетическая – эмоции объединяют деятельность человека, формируют целостную реакцию организма.

Ум эмоций – ясное понимание своих и чужих чувств, управление своими эмоциями, стрессоустойчивость, склонность к оптимизму, минимальное проявление комплексов.

Комплексы – эмоционально заряженные психические элементы, представленные  в виде последовательности или структуры связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. По мнению К.Юнга представляют собой «маленькую личность».

     Контрольные вопросы:

1.  Зачем человеку эмоции?

2.  Можно ли прожить без отрицательных эмоций?

3.  Как эмоции действуют на человека?

4.  Как изменить нежелательное отрицательное состояние?

5.  Действительно ли оптимисты живут дольше пессимистов?

6.  Есть ли хороший стресс?

    Литература:

1.  Додонов В.И. В мире эмоций. К., 1987.

2.  Изард К. Эмоции человека. СПб., 2000.

3.  Психология. СПб., 2002.

4.  Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

5.  Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.

6.  Синиченко В.А. Психология эмоций. Луганск, 1996.

7.  Экспериментальная психология. Вып.V. М., 1975.

Тема 15.

Мотивация

      План лекции:

1.  Понятие, функции и виды мотивов.

2.  Мотивационная теория А. Маслоу.

3.  Место мотивов в структуре личности.

      Основные понятия:

мотивы, мотивация, потребности, интересы, склонности, влечения, цели, ценности,  иерархия потребностей А.Маслоу, внешние и внутренние мотивы, Д-мотивы и Б-мотивы, метапотребности, теория самоактуализации, самоактуализация и здоровье, коррекция мотивов.

Мотив – движущая сила поведения человека, то, что направляет его активность. Связан с потребностями и ценностями человека. Действует до достижения цели или изменения ситуации – внешней (условий) или внутренней (переоценки ценностей, изменение мнения или оценки ситуации, своих возможностей и т.д.).