Конспект лекций по общей психологии, страница 22

Память – процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Обеспечивает связь настоящего с прошлым и будущим и служит основой для развития, совершенствования.

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания реальности (2-я сигнальная система). Обеспечивает уяснение, осознание содержания аспектов реальности, решение проблем и т.д. – вторичную обработку информации. Отражает реальность в символах, знаках, схемах.

Воображение – процесс создания (т.е. творения) человеком на основе предыдущего опыта (восприятия и памяти) новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Обеспечивает творчество, движение в будущее.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности. Включают в себя конвергентные способности, креативность, обучаемость и познавательные стили.

Конвергентные способности – свойства интеллекта, обеспечивающие эффективность переработки информации с точки зрения правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных  (алгоритмичных) условиях деятельности. Содержат уровневые (результативные), комбинаторные (сочетательные) и процессуальные (анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, типизация) свойства.

Креативность – способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности – дивергентные способности. Включают беглость, оригинальность, восприимчивость и метафоричность.

Обучаемость – восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации, темп и качество усвоения знаний, умений и навыков.

Познавательные стили – психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие присущих им способов изучения реальности.

     Контрольные вопросы:

1.  Зачем человеку интеллект?

2.  С чего начинается переработка информации?

3.  Какой информацией мы пользуемся?

4.  Как работает мышление?

5.  Почему воображение можно поставить выше мышления?