Конспект лекций по общей психологии, страница 23

6.  Почему нас подводит память?

7.  Какими показателями характеризуется обучаемость?

8.  Каковы различия людей в способах переработки информации?

Литература:

1.  Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.

2.  Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

3.  Ландсей П. Норман Н. Переработка информации у человека. М., 1974.

4.  Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

5.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р-Д., 1997.

6.  Холодная М.П. Психология интеллекта. М., 1997.

7.  Хрестоматия по общей психологии. М., 1981.

Тема 11.

Проблема интеллектуальной одаренности

       План лекции:

1.  Способности, одаренность, талант.

2.  Типы интеллектуальной одаренности.

3.  Механизмы интеллектуальной одаренности.

     Основные понятия:

одаренность, талант, типы интеллектуальной одаренности, «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «мудрые», кристаллизация опыта, интуиция, КИТСУ.

Одаренность – врожденный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.

Талант – высший уровень развития человека, легкость проявления способностей, одаренности. В интеллектуальной деятельности обеспечивает возможность создания идей, теорий, литературных и философских произведений, имеющих общественную значимость.

Тип интеллектуальной одаренности – условное объединение людей, обладающих сходными интеллектуальными возможностями. Реальный человек в той или иной степени обладает характеристиками всех типов.

«Сообразительные» - тип интеллектуальной одаренности, объединяющий людей с высоким уровнем развития «общего интеллекта» в виде показателей IQ свыше 135-140 единиц по психометрическим тестам.

«Блестящие ученики» - лица с высоким уровнем академической успешности. Могут выявляться через проверку по учебным тестам.

«Креативы» - лица с высоким уровнем развития творческих способностей, проявляемом либо в деятельности, либо в результатах соответствующего тестирования.