Конспект лекций по общей психологии, страница 26

·  творчество – опора на  продуктивных способностях и заданиях.

Тренинг – специальный режим упражнений,  выполнения  заданий, отработки методов. Сочетает индивидуальные и коллективные формы.

Брейнсторминг - метод мозгового шторма (штурма),  заключающийся в создании обстановки свободного продуцирования группой  людей до  10-15 человек  любых,  вплоть до  самых «сумасшедших»  идей, направленных на  решение проблемы (задачи). Каждая  идея впоследствии оценивается экспертами на ее продуктивность и реализуемость.

Синектика – метод развития способности аналогического  видения, умения осознавать сходство, подобие в различных предметах и явлениях. Основан  прежде всего на воображении.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Технология, разрабатывающая  принципы и методы решения проблем и основывающаяся, прежде всего, на умении сводить проблему к простой и ясной  формулировке, содержащей принцип ее решения.

      Контрольные вопросы:

1.  Что значит развивать интеллект?

2.  Как нужно развивать интеллект?

3.  Как можно развивать интеллект?

4.  Зачем нужны упражнения для развития интеллекта?

5.  Как совместить логику и творчество?

6.  Как развивать творчество?

     Литература:

1.  Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.

2.  Димнет Э. Искусство думать. Минск, 1996.

3.  Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

4.  Микалко М. Тренинг интеллекта. СПб., 2000.

5.  Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.

6.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р-Д., 1997.

7.  Технология творческого мышления. М., 2000.

8.  Холодная М.А. Психология интеллекта. М., 1997.

Тема 13.

Речемыслительные процессы

      План лекции:

1.  Язык и речь в жизни человека.

2.  Связь речи и мышления.

3.  Виды, свойства и структура речи.

    Основные понятия:

речь, язык, функции речи: сигнификативная, предикативная, регулятивная, экспрессивная, развивающая, виды речи,  вербальная речь, невербальная речь: мимика, интонация, жесты, поза, дистанция, слово, смысл и значение.