Конспект лекций по общей психологии, страница 33

Мотивация – Побуждение к деятельности определенным мотивом, придание поведению энергетического импульса и направленности. Мотивация проявляется в различных формах: потребностях, интересах, склонностях, влечениях и т.д.

Потребности – состояние организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающие зависимость их от условий существования и развития. Это предпосылка и результат деятельности, основа для мотивации. Это то, что требуется, что нужно, что необходимо.

Интересы – переживание потребностного отношения к миру, связей с миром.

Склонности – предпочтения человека, его предрасположенности, наклонности, связанные с системой ценностей влечения, тяготения, приверженности.

Влечения – первичные эмоциональные проявления потребностей человека, побуждения, еще не опосредованные сознательными целеполаганиями, смутные тяготения.

Цель – то, на что направлена активность человека, конечный результат деятельности. В зависимости от степени потребности в этом является ценностью (определенного знака и степени значимости). То, чего не хватает для того, чтобы быть цельным, целостным, завершенным.

Ценность – нечто, обладающее определенной степенью субъективной значимости, важности (вага – вес), весомости для человека, группы людей, общества.

Иерархия потребностей А.Маслоу – т.н. пирамида потребностей, состоящая и 5-ти уровней:

1.Физиологические потребности, обеспечивающие непосредственное выживание человека – в пище, питье, кислороде, физической активности, сне и отдыхе, защите от экстремальных температур, сенсорной стимуляции, сексуальной активности.

2.Потребности в безопасности и защите, обеспечивающие долговременность выживания – в организации, в стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от угроз, в уверенности в будущем.

3.Социальные потребности (принадлежности и любви), обеспечивающие привязанность к другим в семье, группе – в социальных контактах, сопринадлежности, любви, нежности, доверии, понимании.

4.Потребности самоуважения – в признании, одобрении другими и самим собой, достижении, уверенности, независимости, престиже, репутации, статусе (социальном положении).