Конспект лекций по общей психологии, страница 25

7.  Какова роль кристаллизации опыта в развитии интеллектуальной одаренности?

     Литература:

1.  Боно Э. Латеральное мышление. СПб., 1997.

2.  Максименко С.Д. Общая психология. М., К., 2000.

3.  Основи психології. К.. 1996.

4.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р-Д., 1997.

5.  Холодная М.П. Психология интеллекта. М., 1997.

Тема 12.

Развитие интеллекта.

     План лекции:

1.  Принципы и пути развития интеллекта.

2.  Развитие познавательных процессов.

3.  Развитие творческих способностей.

    Основные понятия:

интеллектуальное развитие, факторы развития, принципы развития,  самостоятельность, активность, единство  теории и практики, проблемность, осознанность, понятийность, творчество, тренинг, брейнсторминг, синектика, ТРИЗ.

Интеллектуальное развитие – перестройка ментального опыта, повышающая возможности, эффективность интеллектуальной деятельности. Качественные и  количественные изменения интеллекта, приводящие к расширению осознанности интеллектуальной деятельности, появлению новых качеств (теоретического мышления, рефлексии, самостоятельности в решении задач и т.д.).

Факторы развития – внутренние и внешние причины, движущие силы процесса развития. То, от чего оно зависит.

Принципы развития – руководящие идеи, основные правила развития интеллекта. К ним относятся:

·  самостоятельность – ориентация на эффективную интеллектуальную деятельность с минимумом или вообще без помощи;

·  активность – максимальная опора на деятельность самого субъекта;

·  единство теории и практики – целостное сочетание, дополнение этих двух сторон  процесса познания, обязательное их чередование;

·  проблемность – предпочтение материалу в форме вопросов и задач;

·  осознанностьразвитие ясности понимания своих действий, управления ими;

·  понятийность – владение понятиями  в полном объеме (логико-символической и образной их частями);