Конспект лекций по общей психологии, страница 14

Упражнение – вид деятельности, практическая отработка теоретических знаний.

Перенос навыков – взаимодействие имеющихся навыков с вновь приобретенными. Если старые навыки помогают новым (облегчают их формирование), то говорят о положительном переносе, если мешают – об отрицательном.

Интерференция навыков – наложение навыков, дающее усиление или ослабление новых навыков под влиянием уже имеющихся.

Игра – вид деятельности, в котором человек моделирует определенный аспект реальности с целью его усвоения или/и ради самого процесса деятельности. Она всегда сопровождается выраженными эмоциями и в норме – удовольствием от самого процесса игры. У гармоничного человека элементы игры входят в любую другую деятельность.

Учение – процесс усвоения знаний, формирования навыков и приобретения умений.

Труд – деятельность по созданию ценностей, материальных, социальных и духовных благ.

Творчество – деятельность, направленная на создание нового. В той или иной степени присутствует в любом виде деятельности.

     Контрольные вопросы:

1.  В чем человеческая деятельность отличается от деятельности животных?

2.  Какие компоненты деятельности являются главными?

3.  Как контролируется деятельность?

4.  Как формируется навык?

5.  Каковы возможности идеомоторики?

6.  Как мысль участвует в движениях?

     Литература:

1.  Введение в психологию. М.,1998.

2.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1977.

3.  Максименко С.Д. Общая психология. М.К.,2001.

4.  Основи психології. К., 1996.

5.  Психология. СПб.,2002.

Тема 7.

Биологические основы психологии

      План лекции:

1.  Общее строение и принцип действия нервной системы человека.

2.  Процессы и свойства нервной системы.

3.  Психофизическая организация человека.

Основные понятия:

Нервная система: центральная и периферическая, мозг: головной и спинной, нейрон, возбуждение, торможение, нервный центр, доминанта, свойства нервной системы, функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, чувствительность, пороги чувствительности.