Конспект лекций по дисциплине: Маркетинг
для студентов дистанционного обучения
Тема 1 Сущность и цели маркетинга.
1.1 Понятие маркетинга.
1.2 Концепции управления маркетингом.
1.3 Практическая работа №1 «Способы удовлетворения потребностей»
1.1 Понятие маркетинга.
Маркетинг (“marketing” (англ.)-действия на рынок) – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение человеческих нужд посредством обмена, т.е. доведения товара (услуги) от сферы производства до сферы потребления в соответствии с покупательским спросом.
Маркетинг – это образ мышления и действий предприятия – ключевой фактор предпринимательства.
Цель маркетинга: удовлетворение потребностей покупателя и за счет этого получение прибыли.
Виды маркетинга.
1. Коммерческий маркетинг: промышленный, продовольственный, аграрный, строительный, торгово-сбытовой, сфера услуг, финансовый и др.
2. Некоммерческий маркетинг: образование, медицина, культура, информационные технологии (частично) и др.
Уровни маркетинга.
1. Микромаркетинг – на уровне организации, фирмы (внутренний, внешний).
2. Макромаркетинг – предприятия, организации, отрасли на рынке.
3. Мегамаркетинг – глобальная международная деятельность на внешнем рынке.
Любой маркетинг должен быть эффективным.
Эффективный маркетинг – это создание такой ситуации, когда нужный товар, в нужном количестве, в нужное время, в нужном месте реализуется по цене, удовлетворяющей потребителя и обеспечивающей предприятию нормальную прибыль.
Логическая цепь маркетинга.
Нужда Потребность Запрос Товар (услуга) Обмен СделкаРынок
В свою очередь:
Предприниматель Рынок Потребитель
Конкуренты
Маркетинг
Где:
Нужда – чувство нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурой и личностью индивида.
Иерархия потребностей по А. Маслоу.
Основная идея: если не удовлетворить низшие потребности, то не возникает потребность в высших.
5. Потребность в самоутверждении
4. Потребность в самоуважении
3. Социальные потребности
2. Потребность в безопасности
1. Физиологические потребности.
Запрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Чем полнее товар соответствует желаниям потребителей, тем большего успеха добьется производитель.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта предложения взамен чего-либо.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами, это единица измерения в сфере маркетинга. Может быть:
q Денежной
q Бартерной
Рынок – совокупность существующих и потенциальных потребителей товара. Природа рынка:
q Самообеспечение – натуральное хозяйство.
q Децентрализованный обмен – товар меняется на другой необходимый товар при отсутствии денег.
q Централизованный – рыночный обмен: товар-товар, товар-деньги.
Маркетинг – это система рыночной деятельности регулирования рыночных отношений и изучение спроса.
I. Анализ ситуации
Анализ рыночных возможностей. Внешние факторы
П – политико-правовые факторы.
Э – Экономико-демографические факторы.
С – Социально-культурные факторы.
Т – Технологические, научно-технические факторы.
Анализ маркетинговых возможностей фирмы(SWOT анализ)
|
|
W – слабые стороны
O - возможности
T – угрозы
II. Выбор перспективного целевого рынка.
Сегментирование – выбор целевого рынка, потребителя с которым мы будем работать.
Позиционирование – то, как мы ведем себя на рынке.
III. Разработка комплекса маркетинга (маркетинг – mix, 4Р)
Товар. Товарная политика – ассортимент, инновации, качество.
Цена. Ценовая политика – стремительное «Снятие сливок» и «медленное внедрение на рынок»
Распределение. Распределительная политика – физическое перемещение продукта до рынка.
Продвижение товара на рынок. Коммуникативная политика – пиар, стимулирование сбыта.
IV. Комплекс вспомогательных маркетинговых систем.
Организация
Планирование
Информация
Контроль
Управление маркетингом – это анализ, планирование, претворение в жизнь, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями для достижения определенных задач организации, напр. получение прибыли, расширение доли рынка, производства и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.