В маркетинговом исследовании можно определить 5 основных этапов:
1 этап: Выявление проблем и формулирование целей исследования.
2 этап: Отбор источников информации.
3 этап: Сбор информации.
4 этап: Анализ собранной информации.
5 этап: Предоставление полученных результатов.
Анализ практики проведения маркетинговых исследований показал, что наиболее часто осуществляются следующие направления маркетинговых исследований:
Формируются цели исследования:
Определить вид интересующей информации и пути ее сбора. Информация, использующаяся в маркетинге, подразделяется на первичную и вторичную.
Вторичные данные – это информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей.
Исследования обычно начинаются со сбора вторичных данных. Источники:
- внутренние (отчеты о прибылях, убытках, отчеты о предыдущих исследованиях и т.п.)
- внешние (издания государственных учреждений, СМИ)
Вторичные данные более доступны и обходятся дешевле, но та информация может оказаться устаревшей, не имеющей данных для новых исследований.
Первичные данные – это информация собираемая впервые для какой-то конкретной цели. Чтобы первичные данные были полными, надежными, достоверными, актуальными, имели целевую направленность необходимо разработать план исследований, выбрать методы исследований, составить выборку и методы связи с аудиторией.
Методы исследования |
- наблюдение - эксперимент - опрос |
Орудие исследования |
- анкета - механические устройства |
План составления выборки |
- объем выборки - единица выборки - процедура выборки |
Способ связи с аудиторией |
- телефон - почта - личный контакт |
1) Методы исследования.
Наблюдение – один из возможных способов сбор первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.
Эксперимент – эксперименты и исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создание для них разной обстановки, контроля за переменными данными и установление степени значимости наблюдаемых различий.
Цель: скрыть причинно следственные отношения путем отсева противоречивых результатов наблюдений.
Опрос – нечто среднее между наблюдением и экспериментом. Если наблюдения больше подходят для поисковых целей исследования, эксперимент для выявления причины следственной связи, то опрос удобен для проведения описательных исследований. С помощью опроса можно получить о знаниях, убеждениях, предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности.
2) Орудия исследований:
- анкета
- механические устройства
Анкета – самый распространенный инструмент исследований при сборе первичных данных.
Анкета – ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен ответить. Анкета очень гибкий инструмент, так как вопросы можно задавать самыми разными способами. Анкета требует разработки, опробования, и устранения недостатков до начала ее использования.
Обычные ошибки:
Рекомендуется разработка анкеты осуществлять в следующей последовательности:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.