выявление и распространение имеющейся информации и опыта. Быстрое создание новых знаний обеспечивает достижение долгосрочного конкурентного преимущества [1; 16; 60; 73; 77 и др.].
Современная экономика – экономика знаний, где на профессии с преобладанием интеллектуального труда приходится основной прирост занятости: 85 % – США, 89 % – в Великобритании, 90 % – в Японии. Так, в США за 1984–2000 гг. число рабочих мест возросло на 25 %. Занятость специалистов в сфере высоких технологий увеличилось на 40–75%. Знание становится четвертым фактором производства и его значимость становится приоритетнее чем ресурсы, капитал и труд [60].
Всей жизни человеку не хватает для охвата всех знаний. Поэтому цель менеджмента знаний – сохранение, воспроизводство, наращивание, организация использования знаний.
Содержание и этапы управления знаниями [1].
Организационные знания могут быть определены как совокупность принципов, фактов, умений и правил, которые используются в принятии решений, поведении и действиях организации. При умелом управлении организация приобретает дополнительные знания, позволяющая расширять ее основную компетенцию.
Явные знания – это те понятия, которые точно определены. Неявные знания часто не сформулированы, основаны на индивидуальном опыте, трудно воспроизводятся и накапливаются.
Специфические знания являются источником для конкурентных преимуществ и основой для базовой компетенции. Общие знания необходимы для всех видов деятельности.
Каждая организация должна решать задачи приобретения знаний, их усвоения и передачи.
Управление знаниями связано преимущественно со следующими процессами: генерированием знаний, их формализацией, накоплением и согласованного и эффективного использования.
Новые знания приобретаются через опыт, изучение чужого опыта и попыток его использования. Приобретение знаний происходит через сотрудничество с организациями, производящими информацию.
Обучающиеся организации.
Организационное обучение рассматривается как непрерывный источник накопления знаний, создания конкурентных преимуществ компании. Организации, которые не обучаются, считаются обреченными.
В практике обучающихся организаций выработаны определенные принципы: обучаться быстрее чем конкуренты, обучаться внутри и за пределами компании, обучаться по вертикали (по иерархии управления и производства), применять результаты обучения в практике, прогнозировать будущее, создавать сценарии развития и обучаться с их помощью, обучаться быстрее чем изменяется внешняя среда, обучаться в областях ранее не известных.
Нередко возникают трудности при использовании знаний в связи с их несовершенством, недоработкой. На экспериментирование в этом случае работники будут смотреть как на излишнюю трату времени и средств.
Решение в иерархической структуре принимаются без учета знаний низшего уровня. Однако лучшие решения могут быть приняты на более низком уровне иерархии, находящемся ближе к источнику проблемы.
Дисциплины организационного обучения.
Системное мышление. Предпринимательство является системой. Системы же мышления являются концептуальными структурами, охватывают объем знаний и технологий.
Личное мастерство. Оно предполагает определенный уровень профессионализма и его развитие.
Ментальная модель. Данная модель включает глубоко укоренившиеся понятия, обобщения. Многие знания не могут быть использованы потому, что они вступают в конфликт с ментальными моделями.
Создание общего видения. Практика общего видения включает умение воспроизводить общие картины будущего, которые укрепляют истинное участие в процессе.
Групповое обучение. Знания группы превосходят индивидуальные знания. Поэтому групповое обучение является жизненно важным. Содержательное планирование сценариев, их анализ, диалог представляет собой процесс
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.