Инструкция по эксплуатации котла ТП-81 (Рабочая документация Новосибирской ТЭЦ-4), страница 43

13.2.2.  Для сокращения времени на расхолаживание котла при необходимости выполнения ремонтных работ на котлах ТП-81 ст.№9,10,11,12 смонтирована схема парового расхолаживания.

13.2.3.  Схема подвода пара на паровое охлаждение барабана котла содержит:

Ø коллектор К-9,12 Ø32х4 (К-10,11 Ø60х6) расположенный под отметкой водоуказательных колонок К-9,10,11,12;

Ø подвод на паровое охлаждение верха барабана с двумя вентилями Ду-20. Подвод на паровое охлаждение верха барабана имеет двойное назначение:

¾  "На отбор" - вентили открываются от рабочего котла для отбора пара в общий коллектор расхолаживания котлов 3-очереди;

¾  "На охлаждение" - вентили открываются у расхолаживаемого котла для подачи пара на паровое охлаждение верха барабана от остающихся в работе котлов.

13.2.4.  Устройство парового охлаждения барабана состоит из верхнего распределительного коллектора, который выполнен из стали IXI8Н9Т, Ø60х3,5, который расположен внутри барабана между дроссельным потолком и барботажным устройством. Направляющие листы привариваются к торцевым перегородкам внутрибарабанных устройств. Пар подводится к распределительному коллектору с помощью подводящей трубы Ø32х4. Направляющие патрубки имеют отверстия Ø4мм. Направление потоков пара выбрано вдоль барабана под углом 35° к его продольной оси. Потоки пара в торцах барабана направлены на торцевую перегородку, а направляющие листы, приваренные к ней, препятствуют разбрызгиванию котловой воды и прямому набеганию потоков пара на стенку барабана. Крепление верхнего коллектора устройства парового охлаждения барабана осуществлено к дроссельному потоку заводских внутрибарабанных устройств.

13.2.5.  Подача пара через устройства парового охлаждения позволяет ускорить расхолаживание барабана. Это можно объяснить турбулизацией потоков пара, ликвидацией застойных зон, повышением скорости смывающего стенку пара. При использовании парового охлаждения барабана перепад температур между верхних и нижних образующих барабана при аварийных остановах как с уровнем воды в барабане так и в режиме опорожнения, удается удержать в пределах допустимых 80°С, а также сократить продолжительность расхолаживания барабана до 8 часов. Паровое охлаждение барабана дает возможность использовать интенсивную вентиляцию топки и газоходов и принудительное снижение давления для ускорения расхолаживания котла в целом.

13.2.6.  Порядок расхолаживания котла с применением устройства парового охлаждения барабана при плановом останове котла на расшлаковку, очистку, ремонт, а также в аварийных остановах котла при повреждениях поверхностей нагрева, разрыва трубопроводов в пределах котла следующий:

13.2.6.1.  Остановить котел в соответствии с разделом 13.1 данной инструкции, оставив в работе один дутьевой вентилятор и один дымосос. Продувку пароперегревателя производить в атмосферу.

13.2.6.2.  Открыть арматуру дренажа схемы парового охлаждения, арматуру на линии “Паровое охлаждение” от одного из работающих котлов (лучше от ближнего к остановленному котлу) и прогреть схему.

13.2.6.3.  Открыть вентили на линии “паровое охлаждение” на расхолаживаемом котле. После открытия вентилей для подачи пара в расхолаживаемый котел закрыть дренаж схемы.

13.2.6.4.  Подпитать котел до уровня в барабане +200мм и поддерживать его в процессе расхолаживания, пока давление в барабане не снизится до 5 кгс/см2. При сильном повреждении труб экономайзера или топочных экранов котел не подпитывать.

13.2.6.5.  Через два часа после отключения котла от параллельной работы отключить оставшийся в работе дутьевой вентилятор, открыть лазы на шлаковых бункерах, холодной воронки и на отметке пароперегревателя. Разрежение в топке котла поддерживать 2-3 мм вод.ст.