Анализируя электромагнитные процессы в АД, свяжем вращающуюся систему координат (раздел 10) с вектором потокосцепления ротора двигателя таким образом, чтобы . Полученную систему называют полеориентированной и обозначают (как уже говорилось в разделе 10) как (d ; q). Здесь d – продольная, а q – поперечная ось магнитного поля ротора. При использовании системы (d ; q) скорость вращающейся системы координат равна мгновенной скорости вектора потокосцепления ротора: и система управнений, описывающая работу АД в скалярной форме записи примет вид:
(13.7)
здесь Lm – главная индуктивность в классической схеме замещения АД;
- эквивалентная индуктивность рассеяния.
- координатные преобразования из осей в оси . Величину назовем частотой скольжения. Модуль вектора потокосцепления ротора будем называть просто потокосцеплением ротора .
Так как в системе координат, вращающейся синхронно с магнитным полем машины, все электромагнитные переменные в установившемся режиме постоянны, модель статики легко получить, приравняв нулю производные первых трех уравнений и интегрируя предпоследнее:
(13.8)
Векторная диаграмма АД, соответствующая системе уравнений (13.8), приведена на рис13.4.
Рис. 13.15
D – оператор поворота на 900
Анализируя последнюю систему уравнений, делаем вывод, что продольная составляющая вектора токов статора определяет магнитное состояние машины, характеризующееся величиной , а поперечный ток , умножаясь на текущее значение потокосцепления, создает электромагнитный момент АД. На основе этого заключения формируется так называемый принцип ориентирования по полю или принцип векторного управления АД (Field Oriented Control - FOC):
1. Законы управления частотно – регулируемым приводом, построенным на базе АД, могут быть синтезированы на методической основе известной из теории ЭП постоянного тока с независимым возбуждением, если управляющие воздействия на регулируемый источник тока или напряжения формировать во вращающейся системе координат, ориентированной по вектору потокосцепления ротора, а затем преобразовать их в не подвижную (фазную) систему. При этом АД должен рассматриваться как двухканальный объект управления.
2. Воздействие на поперечную составляющую вектора токов статора АД должно использоваться для управления электромагнитным моментом в канале регулирования координат механического движения электропривода, подобно току якоря в ЭП постоянного тока.
3. Воздействие на продольную составляющую тока статора должно использоваться для управления магнитным состоянием (магнитным потоком) машины с целью обеспечения рациональных режимов электромеханического преобразования энергии, подобно току возбуждения двигателя постоянного тока.
Косвенное ориентирование по полю (Indirect FOC, Feed forward FOC) производится без обработки информации о мгновенных токах и напряжениях двигателя путем вычисления оценки фазы вектора потокосцеплений ротора.
Прямое или косвенное измерение распределения индукции магнитного поля в воздушном зазоре двигателя с помощью датчиков Холла или дополнительных статорных обмоток связано с усложнением конструкции и изменением технологии производства АД, его удорожанием и снижением надежности электропривода в целом. Поэтому непосредственное ориентирование по полю требует вычисления (наблюдения) оценок мгновенных значений компонент вектора потокосцеплений в неподвижной системе координат по информации о доступных прямым измерениям переменных-токах, напряжениях, скорости вращения ротора, для чего используется стабилизированная модель цепи статора.
Косвенное ориентирование по полю всегда подразумевает вычисление частоты скольжения по модели цепи ротора двигателя и поэтому чрезвычайно чувствительно к ошибкам информации о текущем значении постоянной времени обмотки ротора.
13.3.Функциональная схема системы управления АД при ЧТУ (на примере преобразователя «ИРБИ»)
По закону ЧТУ вся система управления функционально разбивается на два независимых контура управления: контур управления моментом АД (у которого внешним является контур регулирования скорости) и контур управления потоком АД.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.