Среднее эффективное давление pe представляет собой условное среднее постоянное давление, действующее на поршень на рабочем ходе и совершающее работу, эквивалентную полезной эффективной работе, передаваемой через выходной фланец коленчатого вала на потребитель. Таким образом, pe представляет собой удельную эффективную работу двигателя.
Среднее эффективное давление учитывает тепловые и все механические потери двигателя:
pe = pi – pм. (3.27)
Механический КПД двигателя:
, (3.28)
где Nм – мощность механических потерь.
Тогда можно получить:
pe = pi·ηм. (3.29)
Для четырехтактных двигателей без наддува pe = 0,5 – 0,6 МПа; с наддувом pe = 0,8 – 2,5 МПа. Для двухтактных соответственно pe = 0,45 – 0,65 МПа и pe = 0,75 – 1,7 МПа.
Эффективная мощность учитывает тепловые и механические потери в двигателе:
Ne = Ni – Nм. (3.30)
Можно и так записать выражения, используя индикаторные показатели:
Ne = Ni·ηм; (3.31)
Nе = 13,1·D2·S·pe·z·n·i; (3.32)
. (3.33)
Индикаторный КПД представляет собой отношение количества теплоты, преобразованной в индикаторную работу Li (работу газов в цилиндре реального двигателя), к количеству теплоты, подведенной для совершенствования этой работы:
, (3.34)
где Q1 = Gт·Qн – количество теплоты, которое подводится с топливом за час; Gт·– часовой расход топлива, кг/ч; Qн – низшая теплота сгорания, кДж/кг; Li = 3600·Ni. Здесь 3600 – термический эквивалент работы 1 кВт·ч, кДж/кВт·ч.
Тогда можно получить:
, (3.35)
где – удельный индикаторный расход топлива, кг/(кВт·ч), т. е.
= Gт/Ni. (3.36)
Значения Gт и Ni определяют по данным измерений.
По аналогии с индикаторным КПД можно записать выражение для эффективного КПД двигателя:
, (3.37)
где – удельный эффективный расход топлива, кг/(кВт·ч).
Причем
be = Gт/Ne. (3.38)
Используя индикаторный расход bi, выразим be так:
be = bi/ηм. (3.39)
Между различными КПД двигателя существует такая зависимость:
ηе = ηi·ηм и ηе = ηt·ηg, (3.40)
где ηt, ηg – теоретический КПД, относительный КПД.
Тогда
ηе = ηt·ηg·ηм, (3.41)
где ηм – механический КПД двигателя.
Для сравнения степени использования рабочего объема цилиндра двигателей различных типов вводится понятие о литровой мощности, л.с. / л:
, (3.42)
где i – число цилиндров, рабочий объем цилиндров.
В табл. 3.3 приведены значения литровой мощности двигателей.
Таким образом, литровая мощность зависит от числа цилиндров, тактности, номинальной мощности, величины наддува и других факторов.
Таблица 3.3
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.