Паровые турбины. Газотурбинные установки. Двигатели внутреннего сгорания, страница 52

рис 3,20

Рис. 3.20. Схема работы двухтактного дизеля:

1 – продувочные окна; 2 – продувочный ресивер;3 – форсунка;
4 – выпускной клапан; 5 – впускные окна; 6 – поршень

Второй такт – ход поршня от ВМТ до НМТ. В районе ВМТ форсункой впрыскивается топливо, которое воспламеняется и сгорает, при этом давление газов достигает максимального значения (точка z) и начинается их расширение. Процесс расширения газов заканчивается в момент начала открытия поршнем 6 выпускных окон 5 (точка b) после чего начинается выпуск отработавших газов из цилиндра за счет перепада давления газа рr в цилиндре и выпускном коллекторе 4. Затем поршень открывает продувочные окна 1 (точка d) и происходят продувка и наполнение цилиндра свежим зарядом. Продувка начнется только после того, как давление газов в цилиндре станет ниже давления воздуха ps в продувочном ресивере 2.

Таким образом, в течение второго такта в цилиндре происходят впрыскивание топлива, его сгорание, расширение газов, выпуск отработавших газов, продувка и наполнение свежим зарядом.

 
Рис.3.21. Круговые диаграммы фаз газораспределения двухтактных дизелей
Во время этого такта осуществляется рабочий ход, обеспечивающий полезную работу.

Работа газов в цилиндре положительна в период второго такта и отрицательна во время первого такта. Круговая диаграмма фаз газораспределения показана на рис. 3.21. Фазы газораспределения в значительной степени зависят от схемы газообмена. Фазы газораспределения через окна всегда симметричны относительно НМТ (рис. 3.21, а), а через клапан этой симметрии, как правило, нет (рис.3.21, б). Открытие продувочных окон обычно происходит за 40 – 65° до НМТ, а выпускных окон – за 60 – 70° до НМТ. Выпускной клапан открывается при угле 70 – 95° до НМТ, а закрывается при угле 55 – 80° после НМТ.

В двухтактном карбюраторном двигателе топливовоздушная смесь приготовляется в карбюраторе и подается в цилиндр в период продувки. В этот момент открыты и выпускные окна (или клапаны), поэтому часть топлива уходит вместе с отработавшими газами в атмосферу.

Из рассмотрении рабочего цикла двухтактного двигателя видно, что на части хода поршня Sn, где происходит газообмен, полезная работа не совершается. Объем Vn, соответствующий этой части хода поршня, называется потерянным. Рабочий объем цилиндра, описываемый поршнем при движении от точки m, определяющей момент начала сжатия, до ВМТ:

                                                          .                 (3.11)

Развернутая индикаторная диаграмма двухтактного дизеля в координатах p – φ приведена на рис. 3.22.

рис 3,22

Рис.3.22. Развернутая индикаторная диаграмма двухтактных дизелей:

В цилиндре двухтактного двигателя процесс сжатия начинается с момента закрытия выпускных окон (точка m), поэтому действительная  степень сжатия:

                                                          .                  (3.12)

Геометрическая степень сжатия выражается той же формулой, что и для четырехтактных двигателей:

                                                           .                  (3.13)

Отношение потерянного объема Vn к объему Vh представляет собой долю потерянного объема на процесс газообмена:

                                                               .                      (3.14)

Для двухтактных двигателей φ = 10 – 38 %.

В двухтактных двигателях обычно пользуются действительной степенью сжатия, причем долю хода поршня φ принимают для окон или клапанов, закрывающихся в процессе сжатия последними.

Сравнение рабочих циклов четырех- и двухтактных двигателей показывает, что при одинаковых размерах цилиндра и при том же числе оборотов мощность двухтактного двигателя значительно больше. Учитывая увеличение числа рабочих циклов, следовало бы ожидать увеличение мощности в 2 раза. В действительности мощность двухтактного двигателя увеличивается не 1 в 2 раза, а приблизительно в 1,5 – 1,7 раза вследствие потери части рабочего объема, ухудшения очистки и наполнения, а также некоторой затраты мощности на  приведение  в действие  продувочного насоса. К преимуществам двухтактных двигателей следует также отнести большую равномерность крутящегося момента, так как полный рабочий цикл осуществляется при каждом обороте коленчатого вала (вместо двух в четырехтактных двигателях). Существенным недостатком двухтактного процесса по сравнению с четырехтактным является малое время, отводимое на процесс газообмена. Очистка цилиндра от продуктов сгорания и наполнение его свежим зарядом более совершенно происходят в четырехтактных двигателях.