Испаряемость топлива оценивается с помощью данных по фракционной разгонке в специальном приборе, где получают показатели (в %) количества выкипевших фракций в зависимости от температуры.
Наиболее характерными точками при разгонке являются точки, соответствующие температуре выкипания 10, 50 и 90 % топлива.
Первая точка (10 %) ограничивает пусковую фракцию, определяющую легкость пуска холодного двигателя. Чем ниже температура 10% -ной точки, тем при более низких температурах будет обеспечиваться пуск двигателя.
Вторая точка (50 %) характеризует среднюю температуру рабочей фракции от 50 до 90 %.
Третья точка (90 %) отделяет хвостовую фракцию, состоящую из тяжелых компонентов, наличие которых ухудшает качество топлива. Топливо хвостовой фракции при работе двигателя не успевает испариться, осаждается на стенках цилиндра, и, сгорая, отлагается в виде нагара и, наконец, частично соединяется на стенках цилиндра со смазкой, разжижает ее, проникает в картер двигателя и этим ухудшает ее качество.
Очень важной характеристикой легкого топлива (бензинов) является октановое число, характеризующее свойство топлива в момент его сгорания в цилиндре двигателя. При нормальном сгорании скорость распространения пламени составляет 25 – 30 м/с, а при детонационном сгорании 2000 – 2500 м/с.
Сгорание бензина с детонацией сопровождается появлением в двигателе резких стуков, черного дыма, повышенным расходом топлива, снижением мощности и др.; двигатель при этом быстро изнашивается. Склонность топлива к детонации определяется составом углеводородов, месторождением нефти и оценивается октановым числом.
Октановым числом называется показатель стойкости против детонации, численно равный такому процентному содержанию изооктана (C8H18) в смеси с н-гептаном (C7H16), при котором детонационная стойкость этой смеси и сравниваемого с ней бензина одинаковы.
Изооктан – труднодетонирующее топливо, октановое число его условно принято за 100, а гептан – легкодетонирующее топливо с октановым числом, равным нулю.
Для повышения октанового числа топлива к нему добавляются антидетонаторы. Наиболее распространенным антидетонатором является этиловая жидкость (растворенный тетраэтиловый свинец Рb(С2Н5)4), добавляемая к топливу в количестве 0,2 – 0,3 %. Этиловая жидкость – сильнейший яд и при обращении с ней, а также с этилированным бензином необходимо принимать меры предосторожности.
Новый марганцевый антидетонатор (циклопентадианилтрикарбо-
нил марганца) заменяет прежний тетраэтиловый антидетонатор. Этот антидетонатор
обладает весьма незначительной токсичностью и применение его в бензинах не
представляет опасности для обслуживающего персонала. С помощью нового
антидетонатора октановое число бензина повышается на 4 – 6 единиц больше, чем у
этилированных бензинов.
Применение бензинов с новым антидетонатором, как показали эксплуатационные испытания, открывает большие перспективы по использованию в двигателях внутреннего сгорания различных бензинов.
Кроме двух основных характеристик светлых топлив (фракционная разгонка и октановое число), они характеризуются также другими показателями: отсутствием кислот, щелочей, воды, смол, механических примесей, достаточно низкой температуры застывания и др.
Требования, предъявляемые к топливам, применяемым в дизелях значительно отличаются от рассмотренных выше.
Дизельное топливо отличается от бензина и керосина повышенной вязкостью, плохой испаряемостью и малым октановым числом. Из-за этого топливо пригодно только для дизелей и его нельзя использовать для карбюраторных двигателей.
Повышенная вязкость топлива и связанные с нею смазочные качества необходимы для смазки плунжеров топливного насоса и игл форсунок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.