по принципу действия – простого действия (рабочий цикл совершается только в одной полости цилиндра), двойного действия (рабочий цикл совершается в двух полостях цилиндра над и под поршнем) и с противоположно движущимися поршнями (в каждом цилиндре двигателя имеется два механически связанных поршня, движущихся в противоположных направлениях, с помещенным между ними рабочим телом);
по конструктивному исполнению кривошипно-шатунного механизма (КШМ) – тронковые и крейцкопфные. В тронковом двигателе силы нормального давления, возникающие при наклоне шатуна, передаются направляющей частью поршня – тронком, скользящим во втулке цилиндра; у крейцкопфного двигателя поршень не создает сил нормального давления, возникающих при наклоне шатуна, нормальное усилие создается в крейцкопфном соединении и передается ползунами на параллели, которые закреплены вне цилиндра на станине двигателя;
по расположению цилиндров – вертикальные, горизонтальные, однорядные, двухрядные, V–образные, звездообразные и т. п.
Существуют и другие признаки, по которым классифицируют ДВС. Некоторые конструктивные схемы ДВС приведены на рис. 3.3.
Основными определениями, которые относятся ко всем ДВС, являются:
– верхняя и нижняя мертвые точки (ВМТ и НМТ), соответствующие верхнему и нижнему крайнему положению поршня в цилиндре (в вертикальном двигателе);
– ход поршня, т. е. расстояние при перемещении поршня из одного крайнего положения в другое;
– объем камеры сгорания (или сжатия), соответствующий объему полости цилиндра при нахождении поршня в ВМТ;
– рабочий объем цилиндра, который описан поршнем при его ходе между мертвыми точками.
Рис. 3.3. Некоторые конструктивные схемы двигателей внутреннего сгорания:
1 – однорядный двигатель с вертикальным расположением цилиндров; 2 – двигатель с V-образным расположением цилиндров; 3 – двигатель с W-образным расположением цилиндров; 4 – двигатель с горизонтальным оппозитным расположением цилиндров; 5 – двигатель с Н-образным расположением цилиндров; 6 – однорядный звездообразный двигатель; 7 – двухрядный звездообразный двигатель
Марка дизеля дает представление о его типе и основных размерах. Маркировку отечественных дизелей осуществляют в соответствии с ГОСТ 4393-82 «Дизели стационарные, судовые, тепловозные и промышленные. Типы и основные параметры». Для маркировки приняты условные обозначения, состоящие из букв и цифр: Ч – четырехтактный; Д – двухтактный; ДД – двухтактный двойного действия; Р – реверсивный; С – с реверсивной муфтой; П – с редукторной передачей; К – крейцкопфный; Г – газовый; Н – с наддувом; 1А, 2А, ЗА, 4А – степень автоматизации по ГОСТ 14228-80. Отсутствие в условном обозначении буквы К означает, что дизель тронковый, буквы Р – дизель нереверсивный, а буквы Н – дизель без наддува. Цифры в марке перед буквами указывают число цилиндров, а после букв: число в числителе – диаметр цилиндра в сантиметрах, в знаменателе – ход поршня в сантиметрах.
В марке дизеля с противоположно движущимися поршнями указывают оба хода поршня, соединенных знаком «плюс», если ходы разные, или произведение «2 на ход одного поршня» при равенстве ходов.
В марке судовых дизелей производственного объединения «Брянский машиностроительный завод» (ПО БМЗ) дополнительно указывается и номер модификации, начиная со второй. Этот номер приводится в конце маркировки по ГОСТ 4393 – 82. Ниже приведены примеры маркировки некоторых двигателей.
12ЧНСП1А 18/20 – дизель двенадцатицилиндровый, четырехтактный, с наддувом, с реверсивной муфтой, с редукторной передачей, автоматизированный по 1–й степени автоматизации, с диаметром цилиндра 18 см и ходом поршня 20 см.
16ДПН 23/2 X 30 – дизель шестнадцатицилиндровый, двухтактный, с редукторной передачей, с наддувом, с диаметром цилиндра 23 см и с двумя противоположно движущимися поршнями, имеющими каждый ход 30 см.
На некоторых отечественных заводах кроме обязательной по ГОСТу марки выпускаемым дизелям присваивают и марку заводскую. Например, заводской марке Г – 74 (завод «Двигатель революции») соответствует марка 6ЧН 36/45.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.