Общие положения по функционированию станционных систем автоматики и телемеханики. Основы релейных централизаций. Маршрутный набор. Процессорные системы электрических централизаций, страница 9

3. ЭЦ с центральным питанием и центральным замыканием (ЭЦ ЦПЦЗ). В настоящее время эта система получила широкое распространение на сети дорог страны, неоднократно модифицировалась. Предус­мат­ривает секционированное построение основных функциональных це­пей, использование малогабаритных штепсельных реле и блочное офор­мление повторяющихся схемных узлов. Институтом Гипро­транс­сигналсвязь для этой системы были разработаны типовые схемные решения (ЭЦ-4, ЭЦ-9, МРЦ-13 и др.), которые предусматривали раздельное управление стрелками и светофорами, желобковое табло для средних станций, управление с пульта-манипулятора и выносное табло для крупных. В конце ХХ в. система получила новое качественное развитие на базе малогабаритных реле нового поколения (РЭЛ, БН) и название усовершенствованной (типовые схемные решения УЭЦ-М, ЭЦ-И, ЭЦ-12-83, ЭЦ-12-90, ЭЦ-12-00).

В настоящее время в соответствии с решением Федерального агентства железнодорожного транспорта и ОАО «Российские железные дороги» о при­ори­тетном развитии процессорных систем проектирование релейных централизаций отходит на второй план. Нормами технологического проектирования   пред­усматривается применение для всех видов станций только ЭЦ ЦПЦЗ, как пра­вило, с маршрутным набором. Для малых станций однопутных участков до­пускается проектирование ЭЦ с несекционированным принципом по­­стро­ения схем маршрутных замыканий и расположением аппаратуры в транс­порти­руемых модулях (контейнерная централизация ЭЦ-К).

3. РЕЛЕЙНЫЕ  ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ  С  НЕСЕКЦИОНИРОВАННЫМ

 ПОСТРОЕНИЕМ  МАРШРУТНЫХ  ЗАМЫКАНИЙ

3.1. Особенности схемных решений

Система с несекционированным построением маршрутных замыканий, как было отмечено ранее, ориентирована на применение на малых станциях, имеющих небольшую протяженность стрелочных горловин, незначительный объем маневровой работы, не всегда достаточно надежные источники электроэнергии. Названные эксплуатационные особенности станций требовали развития централизации, направленной на типизацию схемных решений.

В настоящее время в эксплуатации находится значительное количество релейных централизаций, построенных по типовым альбомам ЭЦ-2 и ЭЦ-3. Характерной особенностью указанных централизаций является применение реле с групповыми функциями – контрольно-маршрутных (КМ), контрольно-секционных (КС), групповых путевых (ГП), известителей приближения в маршрутах отправления (ОИП) и др. Таким образом удалось избежать разветвлений в основных функциональных цепях, связанных с положением стрелок и состоянием путевых участков в маршрутах, и получить типовые схемные узлы, не зависящие от путевого развития станции.

Контрольно-маршрутные реле устанавливаются по одному на каждый маршрут приема и отправления для станций двухпутного участка и по одному общему – для маршрута приема и отправления с него в той же горловине       однопутного участка(рис. 3.1, а). Пример построения схемы реле КМ представлен на рис. 3.1, б.


а

б

в

г

д

Рис. 3.1. Примеры построения схем групповых реле для одной горловины

однопутного участка: а – план горловины; б – включение реле КМ;                     в – включение реле ГП; г – включение реле ОИП

Здесь в приеме на путь IIП реле ЧП2КМ контролирует дей­стви­тель­ное нахождение съезда №2/4  и стрелки №6  по маршруту. Аналогично построены цепи группового контроля для реле ЧП3КМ, ЧП4КМ.

Контрольно-секционные реле устанавливаются по одному на каждый род мар­ш­рута для станций двухпутных линий и на каждую стрелочную гор­ло­ви­ну – однопутных. КС контролируют свободность стрелочных и бес­стре­лочных путевых участков на установленном маршруте, что оп­ределяется состоянием соответствующего реле КМ (рис. 3.1, г). Напри­мер, для приема на путь IIП фронтовым контактом реле ЧП2КМ к групповому конт­ролю подключаются участки ЧП и 2-6СП. В схеме контрольно-секционных реле при необходимости также проверяется отсутствие на пути лобовых маршрутов (в примере на рис. 3.1, г –введением контактов исключающего реле ЗПНИ при приеме на путь ЗП).