При разработке конкретной схемы управления стрелочным электроприводом ее общий вид претерпевает значительные изменения, вызванные специфическими требованиями к каждой ее составляющей, территориальным расположением приборов, защитой от опасных отказов, технико-экономической эффективностью. Так, включение рабочей цепи требует двух активных позиций пускового прибора (для перевода стрелки в «плюс» и в «минус»). Следовательно, необходимо применить две стрелочные кнопки, приводящие в действие или два управляющих реле нейтрального типа (ПУ, МУ), или одно комбинированное (КПС). Поскольку стрелку нужно контролировать в трех положениях: плюсовом, минусовом и неопределенном (взрез стрелки, перемещение остряков, неисправность приборов контроля и т. п.), то в контрольной цепи следует применить или два нейтральных реле (ПК, МК), или одно комбинированное (К).
В настоящее время на железных дорогах России широкое распространение получили двухпроводная схема управления стрелочным электроприводом постоянного тока – (на крупных станциях) и четырехпроводная – (на малых). При новом проектировании рекомендуется применять пятипроводную схему управления электроприводом переменного тока, имеющую лучшие технико-экономические показатели.
Схема управления станционными светофорами в общем виде имеет двух
каскадное построение (рис. 2.2). Первый каскад представляет собой цепь вклю-
чения сигнального реле С, а второй – цепи включения светофорных
Рис. 2.2. Общий вид схемы управления светофором
Сигнальная цепь строится путем последовательного соединения между собой обмотки реле С и контактов реле, обеспечивающих необходимые зависимости (надлежащее положение стрелок – ПК, МК; свободность путевых участков – СП, П; отсутствие враждебных маршрутов – Звр). Управление цепью (Хз) обеспечивается трехпозиционной сигнальной кнопкой СК. После ее отпускания при открытии светофора образуется цепь самоблокировки сигнального реле, в которой проверяется замыкание стрелок, входящих в маршрут (), и действительное открытие светофора на разрешающий огонь (РУ). Тыловым контактом реле С выключается запрещающий огонь на светофоре, а фронтовым – включается разрешающий. Совокупность контактов реле, обеспечивающих зависимости, составляют контрольные сигналы Хк.
В случае невозможности нормального функционирования сигнальной цепи для входных светофоров и для выходных с главных путей двухпутных участков предусматривается так называемый пригласительный режим. Дежурный по станции, убедившись в правильности задания маршрута и сделав соответствующую запись в настольном журнале, нажимает и удерживает пригласительную кнопку ПСК. При этом срабатывает реле ПС, включающее на светофоре лунно-белый мигающий огонь. Проследование пригласительного огня разрешается со скоростью не более 20 км/ч с готовностью остановиться в любой момент, если возникнут обстоятельства, угрожающие безопасности движения. Нормальное использование сигнальной цепи при этом исключается введением в нее тылового контакта реле ПС.
Контроль горения и исправности светофорных ламп осуществляется с помощью огневых реле О, ЛБО и др. Реле О имеет на посту ЭЦ повторитель – разрешающее указательное реле РУ, которое встает под ток в случае открытия светофора. Пример решения задач по наложению и снятию маршрутных замыканий представлен на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Схема наложения и снятия маршрутных замыканий
При проектировании станционных устройств автоматики и телемеханики схемы сигнальных реле и включения ламп светофоров разрабатываются в соответствии с конкретными условиями эксплуатации с учетом реализации полного набора зависимостей, мест расположения аппаратуры, применения мероприятий по защите от опасных отказов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.