Общие положения по функционированию станционных систем автоматики и телемеханики. Основы релейных централизаций. Маршрутный набор. Процессорные системы электрических централизаций, страница 6

При разработке конкретной схемы управления стрелочным электро­при­во­дом ее общий вид претерпевает значительные изменения, вызванные спе­ци­фическими требованиями к каждой ее составляющей, территориальным рас­­положением приборов, защитой от опасных отказов, технико-эко­но­ми­чес­кой эффективностью. Так, включение рабочей цепи требует двух ак­тив­ных по­зиций пускового прибора (для перевода стрелки в «плюс» и в «ми­нус»). Сле­довательно, необходимо применить две стрелочные кнопки, при­во­дя­щие в действие или два управляющих реле нейтрального типа (ПУ, МУ), или од­но комбинированное (КПС). Поскольку стрелку нужно контро­ли­ро­вать в трех положениях: плюсовом, минусовом и неопределенном (взрез стрелки, пе­ре­ме­щение остряков, неисправность приборов контроля и т. п.), то в конт­роль­ной цепи следует применить или два нейтральных реле (ПК, МК), или одно комбинированное (К).

В настоящее время на железных дорогах России широкое рас­про­стра­не­ние получили двухпроводная схема управления стрелочным электро­при­во­дом постоянного тока – (на крупных станциях) и четырехпроводная – (на ма­лых). При новом проектировании рекомендуется применять пятипро­вод­­ную схему управления электроприводом переменного тока, имеющую лучшие технико-экономические показатели.

Схема управления станционными светофорами в общем виде имеет двух

каскадное построение (рис. 2.2). Первый каскад представляет собой цепь вклю-

чения сигнального реле С, а второй – цепи включения светофорных


  ламп.

Рис. 2.2. Общий вид схемы управления светофором

Сигнальная цепь строится путем последовательного соединения между со­бой обмотки реле С и контактов реле, обеспечивающих необходимые зави­си­мости (надлежащее положение стрелок – ПК, МК; свободность путевых участков – СП, П; отсутствие враждебных маршрутов – Звр). Управление цепью (Хз) обеспечивается трехпозиционной сигнальной кнопкой СК. После ее отпускания при открытии светофора образуется цепь самоблокировки сигнального реле, в которой проверяется замыкание стрелок, входящих в маршрут (), и действительное открытие светофора на разрешающий огонь (РУ). Тыловым контактом реле С выключается запрещающий огонь на светофоре, а фронтовым – включается разрешающий. Совокупность контактов реле, обеспечивающих зависимости, составляют контрольные сигналы Хк.

В случае невозможности нормального функционирования сигнальной цепи для входных светофоров и для выходных с главных путей двухпутных участ­ков предусматривается так называемый пригласительный режим. Де­жур­ный по станции, убедившись в правильности задания маршрута и сделав соответствующую запись в настольном журнале, нажимает и удерживает пригласительную кнопку ПСК. При этом срабатывает реле ПС, включающее на светофоре лунно-белый мигающий огонь. Проследование пригласительного огня разрешается со скоростью не более 20 км/ч с готовностью остановиться в любой момент, если возникнут обстоятельства, угрожающие безопасности движения. Нормальное использование сигнальной цепи при этом исклю­чается введением в нее тылового контакта реле ПС.

Контроль горения и исправности светофорных ламп осуществляется с помощью огневых реле О, ЛБО и др. Реле О имеет на посту ЭЦ повторитель – разрешающее указательное реле РУ, которое встает под ток в случае открытия светофора. Пример решения задач по наложению и снятию маршрутных замыканий представлен на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Схема наложения и снятия маршрутных замыканий

При проектировании станционных устройств автоматики и теле­ме­ха­ники схемы сигнальных реле и включения ламп светофоров разрабатыва­ют­ся в соответствии с конкретными условиями эксплуатации с учетом реализации полного набора зависимостей, мест расположения аппаратуры, применения мероприятий по защите от опасных отказов.