5.2. Структура взаимодействия реле маршрутного набора
Последовательность включения реле маршрутного набора и возвращения их в исходное состояние рассмотрим на примере задания элементарного маршрута в системе БМРЦ (рис. 5.2).
Хотя в усовершенствованных ЭЦ алгоритм несколько отличается от рассмотренного, принцип выполнения функциональных задач для всех систем остается общим. При нажатии кнопки светофора Мi как начальной срабатывает реле К – размножитель контактов. Нажатие кнопки запоминается начальным кнопочным реле НКН. Затем с помощью схемы реле направлений определяются род и направление задаваемого маршрута. Через контакт соответствующего реле направления формируется полюс питания (шина направления), что в дальнейшем определяет состояние фиксаторов границ задаваемого маршрута. В рассматриваемом примере реле ВНМ сработает и самоблокируется.
При нажатии кнопки светофора как конечной срабатывают реле К и конечное кнопочное КН. Граница маршрута фиксируется с помощью реле ВКМ. С этого момента кнопочные реле становятся ненужными, и их можно было бы выключить, но поскольку при этом создаются неустойчивые пульс-пары НКН-ВНМ и КН-ВКМ, то выключение кнопочных реле осуществляется после очередной ступени работы маршрутного набора. Таковой является цепь подачи питания на стрелочные управляющие реле ПУ, МУ, с помощью которых осуществляется воздействие на пусковые цепи схем электроприводов.
Рис. 5.2. Структура взаимодействия реле маршрутного набора
После состоявшегося перевода стрелки i по маршруту, что определяется
активным состоянием контрольного реле ПК, возникает потребность в выделении нужной части схем исполнительной группы, поэтому узел ВКМ воздействует на реле КМ, а ВНП – на реле НМ. Чтобы реле НМ не сработало опережающими темпами по отношению к реле НМ, создается цепь задержки, получившая название схемы соответствия, в которой проверяется соответствие между командами на перевод стрелки (ПУ) и действительным ее исполнением (ПК). Посылка питания в выделенную часть схем контрольно-секционных и сигнальных реле осуществляется контактами реле ВНМ. После перехода сигнальной цепи на самоблокировку надобность в реле ВНМ отпадает и оно выключается. Поскольку в сигнальной цепи управления светофором реле ВНМ играет роль противоповторного, то в типовых разработках ГТСС реле ВНМ имеет название МП (в поездных маршрутах – ПП). При замыкании маршрута обесточивается реле ВКМ, разрывающее цепь стрелочных управляющих реле ПУ, МУ. Такое выключение можно было бы осуществить после открытия светофора (как у реле МП), но для этого потребовалась бы дополнительная связь по всей трассе задаваемого маршрута с разветвлением на стрелках.
Если схемные узлы светофоров Мi и участвуют в наборе как промежуточные, то включение в них кнопочных реле НКН, КН осуществляется с помощью автоматических кнопочных реле АКН. В свою очередь реле АКН включается контактами НКН и КН сигнальных узлов начала и конца маршрута соответственно. Если задавался маневровый маршрут, в котором светофоры Мi и участвуют как попутные, то в их схемных узлах срабатывают реле МП, ВКМ. Если задавался поездной маршрут любого направления или встречный маневровый, то срабатывают реле ВП, осуществляя стыковку между собой элементарных маршрутов. Из схемы, представленной на рис. 5.2, следует, что отдельные схемные узлы маршрутного набора можно оформить в блоки. К таковым относятся схема реле направлений, узел светофора, узел стрелки. При этом тип сигнальных блоков будет определять ориентация контактов противоповторных и вспомогательных конечных реле, а стрелочных – потребность в реле УК. В системе БМРЦ маршрутный набор разработан на реле третьего класса надежности и оформлен в малых блоках (до шести реле в одном блоке). В усовершенствованных системах маршрутный набор и исполнительная группа основываются на одной элементной базе (реле первого класса) и размещаются как в отдельных, так и в общих блоках. Межблочные связи организуются по цепям кнопочных, автоматических кнопочных, стрелочных управляющих реле и реле схемы соответствия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.