Общие положения по функционированию станционных систем автоматики и телемеханики. Основы релейных централизаций. Маршрутный набор. Процессорные системы электрических централизаций, страница 17

6. ПРОЦЕССОРНЫЕ  СИСТЕМЫ  ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЙ

6.1. Предпосылки развития процессорных систем

В настоящее время решение функциональных задач ЭЦ на релейной элементной базе приводит к созданию неконкурентоспособных систем. Релейные централизации обладают громоздкостью, медленнодействием, значительными расходами по обслуживанию, ограниченными возможностями решения ряда новых функциональных задач (накопления маршрутов, повышения достоверности информации, технической диагностики, про­грам­ми­рования работы устройств и действий ДСП и др.) Релейные централизации создают труд­ности при их сопряжении с командно-информационными системами выс­шего по­ряд­ка. Поэтому основным направлением в развитии устройств же­лез­но­до­рожной автоматики и телемеханики на современном этапе является переход на новую элементную базу с привлечением вычислительной техники.

В области ЭЦ предпочтение отдается микропроцессорным (МПЦ) и релейно-процессорным (РПЦ) системам. МПЦ имеет трехуровневое по­стро­е­ние, в котором первый уровень представляют автоматизированные рабочие мес­та, второй – управляющий вычислительный комплекс (УВК), третий – объек­ты управления и контроля, имеющие непосредственную связь с УВК. РПЦ отличается тем, что УВК связан с напольными объектами через исполнительную группу какого-либо вида релейной централизации.

В целом процессорные централизации лишены недостатков, присущих релейным сис­те­мам, кроме того, они позволяют реализовать более сложные алгоритмы упра­вления движением поездов, сократить объем постовых зданий и затрат на их строительство и содержание, применить некоторые виды необ­слу­жи­ва­е­­мой аппаратуры, уменьшить расход материалов и электрической энергии, уве­личить надежность систем.

При разработке процессорных систем следует считаться с особенностями технологического процесса управления движением поездов, который происходит асинхронно (поезда движутся независимо друг от друга), параллельно  (поезда могут двигаться одновременно) с одновременным обеспечением безопасности движения.

В мировой практике известен ряд способов реализации параллельных процессов на микроЭВМ, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Рекомендованные к внедрению на российских железных дорогах процессорные системы используют последовательную обработку ин­фор­ма­ции о параллельных процессах, что требует применения быстродействующей ЭВМ. Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и экс­плу­атации МПЦ позволяет определить следующие мероприятия по повышению безопасности функционирования системы: программное и аппаратное дублирование, троирование с последующим мажоритированием, периодическое тестирование наиболее ответственных узлов, импульсный характер передачи информации. В конкретных системах набор перечисленных мероприятий может быть различным, но он позволяет создать МПЦ по надежности выше, чем релейные системы, а по стоимости не дороже их.

6.2. Релейно-процессорные централизации

6.2.1. Общая характеристика

На российских железных дорогах в различные годы в опытную эксплуатацию или в серию были внедрены следующие виды релейно-процессорных централизаций:

1. ТУМС (система телеуправления малодеятельными станциями). Раз­ра­ботчиками системы являются СКБ ВТ и ВНИИЖТ МПС РФ (1999 г.).

2. МСТУ (комплекс микропроцессорных систем телеуправления маршрутами на станциях). Система представляет собой интеграцию ЭЦ, МАЛС (маневровой автоматической локомотивной сигнализации) и ДЦ (диспетчерской централизации). Разработчиками системы являются СКБ ВТ и ВНИИУП МПС РФ (2001г.).

3. Диалог-Ц. РПЦ трансформирована из соответствующей системы ДЦ. Рассчитана на сопряжение с исполнительной группой реле любой системы релейной централизации. Разработана ВНИИАС МПС РФ совместно с ООО «Диа­лог-Транс» (1998 г.).

4. ЭЦ-МПК. Разработчиком системы является Центр компьютерных железнодорожных технологий ПГУПСа (2001г.)