Общие положения по функционированию станционных систем автоматики и телемеханики. Основы релейных централизаций. Маршрутный набор. Процессорные системы электрических централизаций, страница 8

2. Место выполнения взаимного замыкания между стрелками и сигна­ла­ми. Различают ЭЦ с местным замыканием (соответствующая аппара­тура       располагается в релейных будках в горловинах станций) и цен­траль­ным – (аппаратура устанавливается в центре станции на посту ЭЦ).

3. Место расположения источников электропитания. Различают ЭЦ с мест­ным питанием (необходимая аппаратура – выпрямители, акку­му­ля­торы, трансформаторы – размещаются в батарейных и релейных шка­фах в горловинах станции) и центральным (питающие пане­ли установлены на посту ЭЦ).

4. Способ задания маршрутов. Этот признак дает две разновидности ЭЦ: с раздельным и маршрутным управлением стрелками и светофорами. При раздельном управлении для перевода стрелки или открытия свето­фора используются индивидуальные стрелочные или сигнальные кноп­ки, при маршрутном – кнопки начала и конца передвижения. При этом осуществляется одновременный перевод всех стрелок, вхо­дя­щих в маршрут, и если требуется – автоматическое открытие попут­ных светофоров. В современных системах маршрутные кнопки груп­пи­ру­ю­т­­ся на центральной секции рабочего стола ДСП – мани­пу­ляторе. Со­от­ветствующее схемное обеспечение называется мар­ш­рутным         на­бо­ром.

5. Способ отображения светосхемы станции на табло. По этому признаку раз­­личают ЭЦ, имеющие точечное и желобковое табло. На точечном таб­­ло занятие изолированного участка ведет к включению белой лам­поч­­ки, смонтированной в середине его мнемосхемы. Для такого же слу­­­чая желобковое табло дает линейную индикацию в виде красных по­­­лос в пределах светосхемы участка. Для формирования полос и в це­лом плана станции используются миниатюрные световые ячейки пря­мо­­­угольного типа. На крупных станциях для лучшего обозрения желоб­ко­­­вое табло устанавливается на расстоянии  2,5 – 3м от рабочего стола ДСП.

6. Способ размыкания маршрутов. Возможно применение схем, пре­д­­усматривающих одновременное размыкание всех  стрелок, вхо­дя­щих в маршрут, после полного его использования (так называемый не­сек­ц­и­о­нированный способ) и обеспечивающих последовательное раз­мы­ка­ния стрелок по мере проследования состава по маршруту (сек­ци­о­ни­ро­ванный способ).

7. Вид конструктивного оформления схемных решений. Различают ЭЦ  со стативным и блочным монтажом. В первом случае штепсельные ро­зе­т­ки, в которые вставляются реле, располагаются на специальных ста­ти­­вах, для которых ведется монтаж по индивидуальным схемам не­пос­ре­дственно на строительном объекте. Во втором случае отдельные схе­м­­­­ные узлы монтируются в блоках в заводских условиях. Блоки имеют ште­п­­­сельное включение и устанавливаются на специальных стойках. Бло­­ч­­­ное оформление позволяет ускорить проектирование устройств, со­к­ра­­­тить сроки монтажных работ на объектах, улучшить обслуживание ЭЦ.

По совокупному проявлению перечисленных выше признаков релейные централизации подразделяются на следующие системы.

1. ЭЦ с местным питанием и местным замыканием (ЭЦ МПМЗ). В этой системе аппарат управления размещается в станционном здании, а не­об­­ходимая аппаратура – в горловинах станции в релейных будках (РБ) и батарейных колодцах (БК). В системе предусмотрено раздельное управ­ление стрелками и сигналами, наличие точечного табло, возможность несек­ци­о­ни­рован­ного размыкания маршрутов, стативный монтаж нештепсельной аппа­ра­ту­ры. Система в свое время предназначалась для малых станций, но вслед­­ствие рассредоточения аппаратуры, неудобства в обслуживании  и морального старения в настоящее время не применяется.

2. ЭЦ с местным питанием и центральным замыканием (ЭЦ МПЦЗ). В этой системе все функциональные связи начинаются и заканчиваются на посту ЭЦ, однако часть приборов, обеспечивающих питанием элек­тро­двигатели стрелочных приводов, лампы светофоров, рельсовые це­пи, располагается в релейных и батарейных шкафах в горловинах стан­­ции. В системе применяются раздельное управление стрелками и све­то­­форами, точечное табло, несекционированное размыкание марш­ру­тов, стативный монтаж штепсельной аппаратуры. Система в свое вре­мя получила широкое распространение на малых станциях в нес­коль­ких модификациях, однако сейчас из-за рас­средоточенности приборов и морального старения больше не проектируется.