Вал-шестерня предназначен для передачи крутящего момента от вала-шестерни двигателя привода конвейера к валу привода барабана.
Вал-шестерня является ведущим элементом передачи, причем шестерня из-за ее малых размеров сделана за одно целое с валом.
Материал, из которого изготавливается деталь – сталь 40Х ГОСТ 4543-71. Это легированная конструкционная сталь. Легирующим элементом являются хром (обозначение Х). Легирующие элементы повышают пределы прочности и текучести, а так же пластичность, жаропрочность, износостойкость стали. Содержание хрома, согласно марке стали – около 1%. Углерода в данной стали содержится около 0,40% (показывают первые две цифры в маркировке стали в сотых долях процента). Более подробно по химическому составу берем сведения из ГОСТ 4543-71:
Кремний (Si) |
0,17-0,37 % |
Марганец (Mn) |
0,50-0,80 % |
Медь (Cu), не более |
0,30 % |
Никель (Ni), не более |
0,30 % |
Сера (S), не более |
0,035 % |
Углерод (C) |
0,36-0,44 % |
Фосфор (P), не более |
0,035 % |
Хром (Cr) |
0,80-1,10 % |
Остальная составляющая стали – железо (около 98,6%).
Возможные заменители этой стали: 45Х, 38ХА, 40ХН, 40ХС, 40ХФ, 40ХР. Назначение и применение: оси, валы, вал-шестерни, плунжеры, штоки, коленчатые и кулачковые валы, кольца, шпиндели, оправки, рейки, зубчатые венцы, болты, полуоси, втулки и другие улучшаемые детали повышенной прочности.
Из ГОСТ 4543-71 выписываем основные механические свойства данной стали:
- предел текучести σт=333…470 МПа
- предел прочности σв=690…960 МПа
- относительное удлинение β=7%
- относительное сужение поперечного сечения ψ=25%
- ударная вязкость КС≈160Дж/см2.
Коэффициент обрабатываемости резанием в горячекатаном состоянии при НВ 163-168, sB = 610 МПа для твердосплавного инструмента Ku тв.спл. = 0,20, для быстрорежущей стали Ku б.ст. = 0,95.
1.3.2 Служебное назначение и описание поверхностей вала-шестерни
Данная деталь (чертеж ДП151001.39-1.009) – тело вращения типа вал, выполнен за одно целое с шестерней, которая имеет модуль m1=1,25мм. и число зубьев z1=33, степень точности 7-В. Так же на валу имеются две шейки под подшипники диаметром 35к6 с шероховатостью Ra=0.8мкм. Выходная поверхность вала диаметром 32р6 с шероховатостью Ra=0.8мкм выполнена cо шпоночным пазом 10Р9 для крепления зубчатого колеса. Имеются две канавки 3мм для точного базирования подшипников с шероховатостью торцев Ra=1,6мкм и выхода шлифовального круга при шлифовании шеек. На заднем торце вала имеются резьбовое отверстие М6-6Н и гладкое отверстие 4Н7 для осевой фиксации зубчатого колеса с помощью шайбы, привертываемой болтом и центрируемой штифтом к торцу вала. Остальные поверхности детали – свободные и выполняются по 14-му квалитету точности, с шероховатостью Ra=6,3мкм.
1.3.3 Анализ технических требований и методы их проверки
К детали предъявлено техническое требование к твердости зубьев шестерни по эталону 55…60HRCэ на глубине 0,6…0,8мм, для обеспечения необходимых механических эксплуатационных свойств. Данное требование
обеспечивается термообработкой детали – закалкой с последующим отпуском. Проверяется это требование после термической операции твердомером.
Имеется требование цилиндричности и соосности поверхностей под подшипники 0,02мм относительно друг друга и отклонения от перпендикулярности торцовых поверхностей упора подшипников в торец. Выполнение этих требований обеспечивает соосность детали, что предусматривается требованиям к подшипниковым узлам. Проверить эти требования необходимо стандартным или специальным прибором – биенемером с микронометрической индикаторной головкой часового типа.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.