Выявление экономических предпосылок использования самарского каолина для эффективной очистки растительных масел от восков, страница 11

     В РФ выпускается приблизительно 1,5-2,0 млн. т рафинированных масел, из них более 100 тыс. т приходится на долю Ивановского маргаринового завода, входящего в состав 25 крупных предприятий данного профиля. Следовательно, доля продукта в общем сегменте рынка составляет приблизительно 5-6 %. Основными конкурентами ОАО «Ивановский маргариновый завод» в нашем регионе являются ОАО «Нижегородский масложировой комбинат», ОАО «Шуйский маслоэкстракционный завод». В связи с этим основными направлениями сбыта продукции являются северо-западное – г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Карелия (Петрозаводский район), Уральский регион (Коми АССР, г. Пермь и др.). Это связано и с тем, что продукция ОАО «Ивановский маргариновый завод» реализуется в данных регионах по более низким ценам по сравнению с выпускаемой на местах, несмотря на транспортные раходы. Устойчивость рынка сбыта позволяет изучаемому предприятию отпускать товар - майонезы, маргарины - в объеме, обеспечивающем окупаемость транспортных затрат.

     Основными стратегическими направлениями разработки новых видов продукции, на мой взгляд, являются:

-  получение принципиально новых очищенных растительных масел, отличающейся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной патентами РФ (способы очистки от восков, а также от фосфорсодержащих веществ, компонентов пигментного комплекса);

-  получение растительных масел с улучшенными характеристиками относительно ранее выпускаемых;

-  получение качественно лучших масел за счет внедрения дополнительных приспособлений в уже известный технологический цикл:

-  сокращение ассортимента очищенных растительных масел, пользующихся меньшим потребительским спросом, и, напротив, повышение доли товара, популярного у покупателя;

-  повышение внимания нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний к очищенному рапсовому маслу как ценному стратегическому сырью – прогрессивному заменителю известного вида топлива.

     Прогнозировать работу Ивановского маргаринового завода можно следующим образом. По-видимому, предприятие будет, в основном, продолжать более глубокое внедрение на рынок, работая с существующими товарами на существующих рынках, обеспечивая рост продаж существующей целевой группе покупателей. Доход предприятия при такой стратегии обеспечивает рациональное производство и сбыт продукции. Эта стратегия направлена на улучшение деятельности самого предприятия. В данном случае можно и целесообразно  предоставить дополнительные услуги потребителям, увеличить расходы на рекламу,  активизировать деятельность по продвижению товара на рынок, расширить каналы распределения, модернизировать товар.

     Что же касается продвижения на рынок новых очищенных масел, доля которых, вероятно, в ближайшее время, будет еще невысока, в их отношении целесообразно ведение стратегии интенсивного (активного) маркетинга, отличающейся тем, что на них устанавливается повышенная цена и расходуются дополнительные средства на стимулирование сбыта. Эта стратегия выгодна, поскольку потребители в своей массе не осведомлены о преимуществах продукции (содержание восков ниже, чем в маслах-аналогах), а потребители, уже имеющие о ней представление и осведомленные о качественных характеристиках масла, не постоят за ценой.

     Кроме того, повышенная цена в отношении масел, очищенных по новому способу, защищенному патентом РФ, особенно там, где будет трудно сравнивать конкурирующие виды продукции, создаст впечатление о качестве, которое может остаться о продукции даже при последующем ее снижении.

     Стратегический подход к управлению предприятием осуществляет головное предприятие ПЕТРОСОЮЗ (Санкт-Петербург) в лице непосредственного представителя – управляющего, которому подчиняется в том числе и Генеральный директор предприятия ОАО «Ивановский маргариновый завод».

     Следует отметить основные составляющие стратегии предприятия, частично уже указанные выше, на которых акцентировалось внимание управляющего: