4. Определение фагоцитарного индекса и фагоцитарного числа.
Для удобства расчета в тетради чертят сетку из 100 квадратов, каждый квадрат соответствует лейкоциту. В клетки вписывают результаты просмотра: 0 - неактивный лейкоцит, цифра в клетке - фагоцит с количеством поглощенных стафилококков. Фагоцитарный индекс выражается процентом активных лейкоцитов (фагоцитов) к общему числу подсчитанных нейтрофильных лейкоцитов. Например: в просмотренном мазке на 100 лейкоцитов приходится 34 фагоцита - фагоцитарный индекс равен 34%.
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
6 |
9 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
2 |
0 |
5 |
0 |
2 |
0 |
6 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
7 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
6 |
0 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
0 |
6 |
0 |
9 |
4 |
0 |
4 |
4 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Фагоцитарное число определяется средним числом фагоцитированных стафилококков, приходящихся на один лейкоцит. Чтобы определить фагоцитарное число, подсчитывают сумму микробов захваченных лейкоцитами и делят ее на 100. Например: в просмотренном мазке лейкоцитами захвачено 155 стафилококков – фагоцитарное число равно 1,5.
Для оценки полученных данных предложены нормативные критерии таблица 3.
Таблица 3. Нормативные критерии фагоцитоза.
Показатель |
Фагоцитоз |
|
стафилококка |
белой кандиды |
|
Фагоцитарный индекс (%) |
40-50 |
40-80 |
Фагоцитарное число (количество клеток на один лейкоцит) |
4-9 |
1-2,5 |
Активность фагоцитоза может быть усилена под действием антител опсонинов, содержащихся как в нормальной, так и в иммунной сыворотке. Опсонины вызывают повышение чувствительности бактерий к фагоцитозу за счет изменения поверхности микробных тел. Степень активности опсонинов принято выражать опсоно-фагоцитарным индексом. Опсоно-фагоцитарный индекс (ОФИ) – это отношение фагоцитарного числа иммунной сыворотки к фагоцитарному числу нормальной сыворотки.
Методика постановки и учета ОФИ при различных заболевания различна (визуальная, культуральная, изотопная). При визуальном варианте в пробирку с 0,25 мл 2% раствора цитрата натрия добавляют 0,5 мл крови больного и 0,2 мл специального антигена (культура возбудителя заболевания в определенном объеме) для опсоно-фагоцитарной реакции (ОФР). Содержимое пробирок перемешивают и 30 минут инкубируют в термостате при 37°С, затем готовят из каждой пробы мазки, фиксируют их и окрашивают метиленовой синькой. Учет результатов производят путем подсчета количества фагоцитированных одним фагоцитом бактерий в учтенных подряд 100 фагоцитах. ОФИ должен быть больше единицы. В клинической практике ОФИ определяют при бруцеллезе, коклюше, дифтерии, риккетсиозах.
Методические указания к практической работе
Действие желудочного сока на бактерии
В опыт берут две пробирки (стерильные): опытную и контрольную. В опытную наливают 0,5 мл желудочного сока, а контрольную - 0,5 мл физиологического раствора. Затем в обе пробирки наливают по 0,5 мл взвеси бактерий водного вибриона (стандарт 500 млн/мл). Содержимое пробирок перемешивают, ставят в термостат для инкубирования нa 30 мин при температуре 37°С, после чего производят высев из контрольной и опытной пробирок на чашки с МПА. Чашки помещают в термостат на 24 часа при 37°С, после чего учитывают результат. При учете результатов обращают внимание на отсутствие или слабый рост бактерий, обработанных желудочном соком и пышный рост бактерий при высеве из контрольной пробирки.
ЗАНЯТИЕ 22
ТЕМА: АНТИГЕНЫ. АНТИТЕЛА. КЛАССЫ ИММНОГЛОБУЛИНОВ: IgM, IgG, Ig А, Ig Е, IgD. СТРУКТУРА, СВОЙСТВА, МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ ИММУНОГЛОБУЛИНОВ. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АНТИТЕЛ И АНТИГЕНОВ
Цель занятия: Освоить понятия антигены и антитела, изучить механизмы образования антител и методы выявления антител и антигенов
План занятия
1. Определение понятий: антигены, полные и неполные антигены (гаптены и полугаптены), выполняемые ими функции
2. Химическая природа антигенов и их детерминантные группы. Антигены коньюгированные
3. Иммунохимическая специфичность антигенов: видовая, групповая, типовая, органоспецифичность, гетерогенные антигены. Аутоантигены
4. Антигены микробной клетки, вирусов. Антигенная мимикрия
5. Антитела – определение, место образования, динамика антителообразования
6. Классы иммуноглобулинов, их основные характеристики
Схема 5
Специфические иммунные реакции
Образование Гиперчувст- Аутоиммун- Гиперчувст- Иммуно- Иммуно-
антител вительность ные реакции вительность логическая логическая
немедленного замедленного память толерант-
типа типа ность
Гуморальный – синтез антител, Клеточный - пролиферация
освобождение организма от сенсибилизированных лимфоцитов -
экзогенных веществ элиминация клеток и аутоантигенов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.