Микробиология, вирусология, иммунология: Методические указания для самостоятельной работы и к практическим занятиям для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Часть III, страница 4

4. Определение фагоцитарного индекса и фагоцитарного числа.

Для удобства расчета в тетради чертят сетку из 100 квадра­тов, каждый квадрат соответствует лейкоциту. В клетки вписывают ре­зультаты просмотра: 0 - неактивный лейкоцит, цифра в клетке - фаго­цит с количеством поглощенных стафилококков. Фагоцитарный индекс выражается процентом активных лейкоцитов (фагоцитов) к общему числу под­считанных нейтрофильных лей­коцитов. Например: в просмот­ренном мазке на 100 лейкоци­тов приходится 34 фагоцита -  фагоцитарный индекс равен  34%.

0

2

0

4

0

6

9

0

0

0

3

0

2

0

5

0

2

0

6

0

0

4

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

5

0

0

0

0

4

7

0

0

2

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

0

5

0

5

0

0

0

3

0

6

0

0

6

0

0

0

0

0

9

0

6

0

9

4

0

4

4

0

0

5

0

0

0

0

5

2

0

0

0

0

2

0

4

0

0

0

0

0

Фагоцитарное число определяется средним числом фагоцитированных стафилококков, приходящихся на один лейкоцит. Чтобы определить фагоцитарное число, подсчитывают сумму мик­робов   захваченных лейкоцитами и делят ее на 100. Например: в просмотренном мазке   лейкоцита­ми захвачено 155 стафилококков – фагоцитарное число равно 1,5.

Для оценки полученных данных предложены нормативные критерии  таблица 3.

Таблица 3. Нормативные критерии фагоцитоза.

Показатель

Фагоцитоз

стафилококка

белой кандиды

Фагоцитарный индекс (%)

40-50

40-80

Фагоцитарное число (количество клеток на один лейкоцит)

4-9

1-2,5

Активность фагоцитоза может быть усилена под действием ан­тител опсонинов, содержащихся как в нормальной, так и в иммунной сыворотке. Опсонины вызывают повышение чувствительности бактерий к фагоцитозу за счет изменения поверхности микробных тел. Степень активности опсонинов принято выражать опсоно-фагоцитарным индексом. Опсоно-фагоцитарный индекс (ОФИ) – это отношение фагоцитарного числа иммунной сыворотки к фагоцитарному числу нормальной сыворотки.

         Методика постановки и учета ОФИ при различных заболевания различна (визуальная, культуральная, изотопная). При визуальном варианте в пробирку с 0,25 мл 2% раствора цитрата натрия добавляют 0,5 мл крови больного и 0,2 мл специального антигена (культура возбудителя заболевания в определенном объеме) для опсоно-фагоцитарной реакции (ОФР). Содержимое пробирок перемешивают и 30 минут инкубируют в термостате при 37°С, затем готовят из каждой пробы мазки, фиксируют их и окрашивают метиленовой синькой. Учет результатов производят путем подсчета количества фагоцитированных одним фагоцитом бактерий в учтенных подряд 100 фагоцитах. ОФИ должен быть больше единицы. В клинической практике ОФИ определяют при бруцеллезе, коклюше, дифтерии, риккетсиозах.

Методические указания к практической работе

Действие желудочного сока на бактерии

В опыт берут две пробирки (стерильные): опытную и контроль­ную. В опытную наливают 0,5 мл желудочного сока, а контрольную - 0,5 мл физиологического раствора. Затем в обе пробирки наливают по 0,5 мл взвеси бактерий водного вибриона (стандарт 500 млн/мл). Содержимое пробирок перемешивают, ставят в термостат для инкубирования нa 30 мин при температуре 37°С, после чего производят высев из контрольной и опытной пробирок на чашки с МПА. Чашки помещают в термостат на 24 часа при 37°С, после чего учитывают результат. При учете результатов обращают внимание на отсутствие или слабый рост бактерий, обработанных желудочном соком и пышный рост бактерий при высеве из контрольной пробирки.


ЗАНЯТИЕ 22

ТЕМА: АНТИГЕНЫ. АНТИТЕЛА. КЛАССЫ ИММНОГЛОБУЛИНОВ: IgM, IgG, Ig А, Ig Е, IgD. СТРУКТУРА, СВОЙСТВА, МЕСТО  ОБРАЗОВАНИЯ ИММУНОГЛОБУЛИНОВ. МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АНТИТЕЛ И АНТИГЕНОВ

Цель занятия: Освоить понятия антигены и антитела, изучить механизмы образования антител и методы выявления антител и антигенов

План занятия

1.  Определение понятий: антигены, полные и неполные антигены (гаптены и полугаптены), выполняемые  ими функции

2.  Химическая природа антигенов и их детерминантные группы. Антигены коньюгированные

3.  Иммунохимическая специфичность антигенов: видовая, групповая, типовая, органоспецифичность, гетерогенные антигены. Аутоантигены

4.  Антигены микробной клетки, вирусов. Антигенная мимикрия

5.  Антитела – определение, место образования, динамика антителообразования

6.  Классы иммуноглобулинов, их основные характеристики

Схема 5

Специфические иммунные реакции

 


Образование Гиперчувст-   Аутоиммун-    Гиперчувст-   Иммуно-    Иммуно-   

  антител      вительность     ные реакции    вительность логическая логическая

                     немедленного                          замедленного    память      толерант-

                            типа                                            типа                                ность         

 


   Гуморальный – синтез антител,                     Клеточный - пролиферация      

     освобождение организма от                 сенсибилизированных лимфоцитов -   

           экзогенных веществ                        элиминация клеток и аутоантигенов