Перевод христианских богослужебных текстов привел к образованию старославянского литературного языка, который в зависимости от местных диалектных особенностей давал, так называемые изводы (древнерусский, болгарский, чешский и т.д.). Это в свою очередь, влияло на развитие разговорного языка и светской национальной культуры, способствовало укреплению национального самосознания.[27]
Следовательно, таковы краткие представления о культуре и верованиях древних славян, дошедшие до нас в археологических, письменных и фольклорных источниках.
* * *
Достигнутый в VI-VIII веках славянами уровень развития производительных сил послужил основой для перехода их от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Сущность дофеодального периода состояла в социальном генезисе, - в результате длительного процесса разложения первобытнообщинного строя, - от родовой собственности к частной в рамках соседской общины (марки), а от нее - к феодальному способу производства. В VIII-IX веках на всей славянской территории соседская община являлась основной социальной ячейкой славянского общества.
В VI-VIII веках началось широкое расселение славян по Восточной Европе. Это был еще праславянский период, когда расселявшиеся славяне были едины в языковом отношении.
Миграция происходила не из одного региона, как ранее считали некоторые ученые, а из разных диалектических областей славянского ареала. Древнерусская народность сформировалась на обширных пространствах и имела в своей основе славянское население, объединенное прежде всего на территориальной основе.
Новые направления славянской жизни наиболее отчетливо проявились в VI веке:
* родовой строй у большинства племен достиг к этому времени наивысшего развития и порождал противоречия, которые готовили возникновение классовых отношений;
* в результате “великого переселения народов”, усилившиеся племенные дружины получили возможность совершать походы в богатые южные страны и даже переселяться в них;
* постоянную и грозную опасность для славянских племен представляло обилие в степях воинственных и плохо управляемых кочевых орд.
Этот триединый фактор, обусловленный как внутренним развитием, так и внешней обстановкой, способствовал объединению разрозненных в Восточной Европе славянских племен, - которых насчитывалось около полутораста, - в крупные союзы, приблизившие рождение государственности. Недаром Нестор называл их “княжениями”.[28]
В VI-VII веках на просторах Восточной Европы обособились племенные союзы или княжения, которые в дальнейшем вошли в состав Древнерусского государства. Успехи в развитии производительных сил, развитие обмена между различными восточнославянскими областями, складывание общенародного языка восточных славян, - при сохранении диалектных различий, - вели к постепенному слиянию восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.
Центром ее образования стало Среднее Поднепровье - Русская земля в узком, первоначальном значении этого понятия. К середине IX века окончательно сформировалась восточная ветвь славянства со своим языком.
Восточнославянские племена мало чем разнились в сфере хозяйственной деятельности и материальной культуры. Их отличали:
* оседлость, поселения были укреплены (валы, частоколы) и располагались гнездами (по 3-4 селения);
* жилище представляло полуземлянку с 2 или 3-скатной крышей, внутри печь или очаг “по-черному” (без дымохода), вдоль стен - лавки, возле жилья - хозяйственные постройки.
Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие с использованием орудий плужного типа. Подсека и перелог постепенно вытеснялись (особенно на юге) 2-3-х польной системой с паровым клином. Часть продукции ремесел шла на обмен, что создавало предпосылки для возникновения городов как центров ремесла и торговли.
Общественные отношения соответствовали последней стадии развития общинно-родового строя. Основной общественной организацией являлась патриархальная семейная община. Территориально-соседские связи все более преобладали над общностью кровного родства.
Социально-политическое устройство включало:
* вече (народное собрание; решение вопросов его участниками опиралось на обычное право);
* племенное военное ополчение (из свободных общинников-воев, отсюда - войско, воинство, воевода являлся руководителем ополчения);
* старейшин (родоплеменную знать);
* князей (военных вождей, выделившихся из родоплеменной знати);
* княжескую дружину (слой профессиональных военных, подчинявшихся князю; состояла из отроков - младшей дружины, мужей - старшей дружины);
* волхвов (жрецы, служители языческого культа).
В обстановке частых столкновений укреплялась власть военных вождей, усиливалась социальная дифференциация. Этому способствовало и существование патриархального рабства. Опираясь на дружину, князья стремились сделать свою власть наследственной.
Социально-экономические изменения, происходившие в VI-VIII веках в восточнославянском обществе, подтверждали зарождение раннеклассовых отношений. Следствием этого стало возникновение государства.
“Истинный защитник России - это ИСТОРИЯ; ею неустанно разрешаются в пользу России все испытания, которыми подвергает она свою таинственную судьбу”.
Ф.И.Тютчев
Накануне XXI-го столетия с новой силой зазвучали слова - благотворительность, милосердие, меценатство. Обострилась необходимость просветительства в великом деле благотворения.
Его основные социальные черты в исторической ретроспективе - это прежде всего активная заинтересованность передовых сил общества в деле милосердия; продуманность системы государственной, общественной и частной благотворительности; высокие идеи гуманизма. Сегодня особенно осознаешь - нельзя допустить, чтобы оборвалась нить, связывающая нас с этим прошлым.
Становление благотворительности, ее социальные истоки связаны с историей народов, их культурой, национальными традициями и верованиями, философией жизни многих поколений, географическим расселением и экономическим развитием.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.