Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 33

В деятельности благотворительных заведений лично участвовали 49% предпринимателей. Они являлись председателями обществ, попечителями, основателями, казначеями, почетными членами ряда филантропических организаций, занимая и совмещая нередко по несколько должностей.

Это филантропическое направление их работы выражало новые тенденции в предпринимательской благотворительности. Известно, что в дореформенной благотворительности преобладало дворянство, тогда как предприниматели, например, купечество, предпочитали вкладывать свои сбережения лишь на создание, обустройство сословных социальных институтов.

В пореформенных условиях российского общества положение кардинально изменилось, что объяснялось прежде всего теми социальными изменениями, которые происходили внутри самого предпринимательского слоя. Образовательный прогресс, наращивание и совершенствование профессиональных качеств постепенно сформировали необходимые социальные предпосылки перехода элитного предпринимательского ядра от исполнения попечительских обязанностей в некоторых учреждениях к качественно иному более высокому уровню подхода и разрешения актуальных проблем помощи бедному населению в городских масштабах России.

Анализ состава предпринимательской благотворительности в Москве говорит о немаловажном значении в нем женщин. Они принимали участие в традиционной для них сфере помощи бедным. При этом средний возраст благотворительниц Московского городского общественного управления на время первого пожертвования колебался в пределах от 21 до 37 лет.

Однако в Московском купеческом обществе, - организации более старой по времени работы, - большинство “женских” пожертвований поступало по духовным завещаниям и в основном от купчих, чьи патриархальные семейные права характеризовались затворническим образом жизни для женщин, функции которых ограничивались ведением домашнего хозяйства и деторождением.

Истории благотворительности, - особенно купеческой, - известно немало курьезов, неожиданных решений, действий которые создавали известность их “авторам”, привлекали общественное внимание. Например, москвичи долго обсуждали случай, когда однажды к московскому городскому голове Н.А.Алексееву, - двоюродному брату К.С.Станиславского, - пришел богатый купец и сказал: “Поклонись мне при всех в ноги, и я дам миллион на больницу”.[137]

Кругом стояли люди, и Алексеев, ни слова не говоря, поклонился. Больница была построена.[138] Однако собравший деньги на психиатрическую больницу городской голова Н.А.Алексеев в дальнейшем, - 9 марта 1893 года, - выстрелом из револьвера психически больного человека был убит.[139]

По размерам и масштабам пожертвований в лидерах было купечество: здесь ему не было равных. Зачастую подобные средства являлись своеобразными расходами на “представительские издержки”, социальную особенность которых отмечал еще К.Маркс в своем “Капитале”.[140]

В новых условиях городского самоуправления, введенного в соответствии с реформой 1870 года, функции общественной власти расширились: она получила в свое распоряжение бюджет, недвижимость и право решения вопросов, касающихся земельной собственности.

С принятием в 1870 году “Городового положения” социальная ситуация начала постепенно меняться: пошел процесс образования и суммирования новых качественных параметров в правовой и социально-экономической регуляции городского хозяйства. Вводилась система, обеспечившая приоритет крупной буржуазии в управлении городом.

С одной стороны представители торгово-промышленного класса стали активно участвовать в благотворительной, общественной деятельности, приносившей им почетные звания. А, с другой - города получали значительные средства на развитие, устройство необходимых социальных учреждений, помощь бедным.

Эту социальную тенденцию конца XIX - начала ХХ веков подтверждают данные следующей таблицы.[141]

Расходы городских управ России на благотворительность (1898-1900 гг.)

Годы

Расходы на общественное призрение,
народное образование, медицинскую помощь (в рублях)

1898

21358000

1899

23902000

1900

25930000

В условиях повышения роли городского самоуправления в процессе организации общественной благотворительности происходило формирование сети социальной поддержки. Наиболее прогрессивные работодатели осознавали, что приближение медицинской помощи, других необходимых социальных благ населению выгодно не только фабричным рабочим, но и фабрикантам.

Первыми поняли, оценили и сделали выводы Прохоровы. У них на Трехгорной мануфактуре были построены благоустроенная больница и амбулатория, детский сад и родильный приют, ремесленная школа и училище, богадельня, то есть то, что в современных условиях называется комплексом социальных услуг.

Все это предоставлялось рабочим Трехгорки бесплатно. В начале ХХ века Прохоровы поставили организацию социальной помощи трудящимся на небывалый по тем временам уровень. Только пенсионное обеспечение, например, получали около 200 рабочих Трехгорной мануфактуры.[142]

Изменившаяся социальная обстановка выгодно отличалась для предпринимателей от прежней, когда стесненные законодательством, в котором господствовал сословный принцип, они, располагая мощными экономическими возможностями, находились в стороне от принятия решений общественно-политической направленности.

Во всероссийском историческом опыте предпринимательской благотворительности достойное место занимает благотворение предпринимателей и созданных ими структур на местах, в различных губерниях, уездах страны. Например, дореволюционная Кострома - город купеческий, традиционно православный.

Заботами костромских купцов, “отцов города”, строились и содержались богадельни, детские приюты, общества попечения о слепых, бедных, об учениках гимназий и духовных заведений, о детях. На благотворительных спектаклях и концертах “отцы города” сидели в первых рядах. Не прийти было нельзя, так как это подорвало бы престиж дела, торговой фирмы, общественную репутацию.