Лишь в условиях капиталистической модернизации самодержавной России, в буржуазную эпоху благотворительность, понимаемая как "целенаправленная деятельность на пользу другим"[188], приобрела общественный характер, стала общественным явлением.
Во второй половине XIX - начале XX столетий трудно найти такую область общественной жизни страны, в которой благотворительность не нашла бы себе применения и не была бы отмечена ее вкладом. Процесс развития филантропической деятельности частных лиц и добровольных организаций явился примером важных социальных изменений в обществе, которое проявило способность к самоорганизации на основе реализации актуальных социальных и культурных проблем, критерием его нравственности, гуманности.
Существенный рост организованной благотворительности в стране, ее подъем относится к 90-м годам XIX века и связан с реформами 60-70-х годов, давшими исторический импульс этому социальному процессу. В это время было создано свыше половины, - 53%, - всех благотворительных обществ, появившихся с 40-х годов XIX столетия.
К началу XX столетия в Российской империи насчитывалось свыше 14 тысяч благотворительных обществ и заведений.[189] Причем анализ результатов социологических исследований свидетельствует о том, что наибольшее распространение в рассматриваемый период получила частная благотворительная деятельность, представленная как деятельность отдельных лиц, так и добровольных благотворительных организаций.
Российская модель социальной деятельности, сформировавшаяся к исходу XIX столетия и сохранившая многие традиционные национальные черты и элементы, была представлена государственным призрением, земско-церковно-приходской помощью нуждающимся и частной благотворительностью. Объединяя обширный спектр приоритетных направлений этой деятельности, она носила сословный характер, имела слабую социальную инфраструктуру в сельской местности и соответствующую специализацию медицинской помощи нуждающимся, прежде всего - детям.
Социальная особенность современного периода отмечена пересмотром и уточнением оценок, отношений к общечеловеческим ценностям, возвратом из исторического небытия, возрождением и редевальвацией не только некогда забытых понятий и традиций, видов деятельности, но и целых исторических пластов российской действительности, которые придавали ей яркий, а нередко и неповторимый национальный колорит. К ним следует отнести феномен благотворительности делового мира - особое социальное явление России.
Его изначальный генезис - в истоках первобытной культуры, когда зародилась потребность в социальной помощи, защите. Становление благотворительности, ее исторические корни связаны с историей народов, их культурой, национальными традициями и верованиями, философией жизни многих поколений, географическим расселением и экономическим развитием. А ее основные социальные черты - это прежде всего активная заинтересованность передовых сил общества в деле милосердия; продуманность системы государственной, общественной и частной благотворительности; высокие идеи гуманизма.
В дискуссии о проблеме истоков национальной благотворительности, влиянии христианского учения на ее развитие в нашем Отечестве, автор разделяет основные положения научного подхода исследователя Кононовой Т.Б., которая в своем диссертационном анализе, опираясь на труды известных историков и философов, сделала достаточно обоснованный научный вывод о том, что древнерусское мировоззрение нельзя считать только христианским.[190]
Причина этого заключается в том, что оно впитало в себя многие языческие традиции и представляло сложное соединение двух идеологий. Изначально милосердие и благотворительность развивались не только и даже не столько вследствие христианского учения - это было специфической социальной особенностью ментальности славян.
В использовании ключевого понятия, - благотворительная деятельность, - следует отметить терминологические особенности понятийного аппарата проблемы, описания данной области социальной практики, которые учитывают рассмотрение феномена благотворительности не только в историческом, но и в философском, этическом, социально-педагогическом, правовом аспектах, определение взаимосвязи духовных, социально-культурных предпосылок и мотивации благотворения.
Являясь важным социальным институтом, особым видом общественных отношений, благотворительность оказывала и оказывает влияние на развитие общества и его культуры, имеет свое конкретно-историческое содержание. Формирование его происходило постепенно на протяжении столетий, по мере накопления исторического опыта благотворительной деятельности, что нашло отражение в отечественной литературе.
Так, Энциклопедический словарь 1911 года характеризует благотворительность как самый элементарный, непосредственный и добровольный акт помощи, которую оказывают неимущим частные лица и общество.[191] В.И.Даль в благотворительности видел прежде всего "делание добра, добродейство, благодеяние".[192]
С.И.Ожегов в определении этого понятия выделяет следующие социальные особенности: “1. Безвозмездный и направленный на общественную пользу поступок (действие); 2. Направленный на оказание материальной помощи неимущим”.[193]
Однако в общечеловеческом смысле благотворительность, часто понимая как синоним филантропии (человеколюбие), может рассматриваться в качестве морального принципа, отражающего его сущностные, экзистенциальные потребности.[194]
Общечеловеческий характер благотворительности как морального принципа подтверждается наличием этого явления в той или иной форме у всех народов во все времена и представленностью проблемы во всех этических и философских системах. В этом смысле благотворительность - моральная норма, связанная с общими для всех условиями человеческого общежития и регулирующая эти условия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.