Так ли это на самом деле?
Действительно, Екатериной I (1725-1727 гг.) был подписан единственный документ - сенатский указ “О кормовых деньгах незаконнорожденным младенцам и их кормильцам” (март 1726 г.). В нем кроме росписи средств, выражалось недовольство “злоупотреблениями в учрежденных госпиталях кормилиц, на место умерших приемышей подставлявших своих законных детей”.
Петр II (1727-1730 гг.) издал два указа о “пришедших в возраст и обученных разным мастерствам незаконнорожденных”, воспитанных в петровских сиротских домах. Предписывалось 43 девицам “дать вольные паспорты и отпускать их, по их желанию, в услужение или на мануфактуры”, а “ малоумных в богадельни”. Юношам велено было отправляться на военную службу “хотя в барабанщики”.
Десятилетие Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) более всего коснулось в социальной сфере нищих. В продолжение петровских мероприятий по борьбе с нищенством и нищелюбием “царила зраку престрашного” издала множество указов, что, однако, нисколько не улучшило ситуацию в стране, так как “полицейско-паллиативные” меры результатов не дали.
Правительство обошло вниманием благотворительную деятельность монастырей, призрение “зазорных” младенцах, душевнобольных, зато благосклонно отнеслось к военнослужащим и их семьям: вдовы могли доживать свой век в женских монастырях, а дети учиться, “кто к чему склонен будет”, чтобы “не только государству полезны быть, но и сами через те науки довольное питание иметь могли”. Увеличилось число лазаретов, учреждались полевые аптеки, особая хирургическая школа. Погорельцы при Анне впервые попали в число призреваемых.
По мнению С.М.Соловьева в годы правления “дщери Петровой” Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) “нравы смягчаются, к человеку начинают относиться с большим уважением, а умственные интересы начинают находить более доступа в обществе”.[92] Продолжая, по мере понимания и способностей, дело отца, Елизавета способствовала развитию науки и просвещения, вкладывала в это дело свои личные средства.
Первые ее мероприятия в области человеколюбия касались облегчения участи малолетних преступников, женщин-арестанток, колодников и каторжников. 29 марта 1753 года она подписала самый гуманный свой указ - об отмене смертной казни в России. Несколько расширив права губернских магистратов в сфере призрения, Елизавета, - в отличие от отца, - поощряла частную благотворительность, являясь по части филантропии примером для своих подданных.
Прогрессивными для того времени являлись меры, которые ограничивали наплыв в города нищенствующих и бесприютных людей, усиливали ответственность их “владетелей” и высших представителей местной государственной власти за организацию призрения немощных, - слепых, дряхлых, увечных, - крепостных крестьян. Вызваны они были тем, что помещики, избавляясь от забот о “прокормлении” своих крепостных крестьян, - получивших увечье, больных, престарелых, - стремились к выдаче им “печатных паспортов” для ухода в города, особенно в столицу, для сбора милостыни.
Февральский 1748 года указ устанавливал за выдачу паспортов этой категории населения страны обложение губернаторов и воевод “немалым штрафом”, а помещикам и прочим владетелям - обеспечивать их содержание “по всем указам во всем непременно”.[93]
Социальные правительственные меры отражали объективную потребность общества в формировании государственной системы общественного призрения как наиболее цивилизованного вида благотворительности. Под влиянием распространенных и модных в Европе XVIII-XIX веках просветительских идей Дидро, Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и т.д., а в самой России - А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, Ф.М.Достоевского, - эта тенденция становилась все более актуальной, а ряд создаваемых учреждений общественного призрения получали статус государственных.
Такое направление стало наиболее характерным в царствование “коронованного философа” Екатерины II (1762-1796 гг.), достойно развивавшей петровские традиции. Сформированная ею система общественного призрения оказалась в своей основе исторически стабильной и в общих чертах сохранилась до наших дней.
Увлеченная идеями французских просветителей, она предприняла действенные меры по созданию широко разветвленной системы государственного общественного призрения. Впервые в структуре государственных органов появились губернские всесословные приказы общественного призрения.
Кроме них забота об общественном призрении указом 1775 года возлагалась на земских капитанов, указом 1781 года - на городничих и указом 1782 года - на частных приставов. Принципиальное значение в этом отношении имело издание 7 ноября 1775 года “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи, в котором впервые законодательно учреждалась государственная система общественного призрения “для всех гражданских сословий”.
В 33 губерниях под председательством гражданских губернаторов создавались приказы общественного призрения, на которые возлагались обязанность организовывать и содержать заведения тюремного и полутюремного типа, народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, сумасшедших, работные (где бедные люди могли своим трудом добывать пропитание), смирительные (для исправления людей, “худыми своими поступками повреждающих добронравие в обществе”). Также создавались сиротские суды и дворянские опеки.[94]
Для начального финансирования каждому общественному приказу выделялось по 15 тысяч рублей. Далее эти деньги разрешалось пускать в оборот, умножать, давая под процент, тем самым наращивать капитал. За пятьдесят лет существования приказы общественного призрения, участвуя в кредитных и других финансовых операциях, превратились в своеобразные безбедные банки - их капитал вырос до 25 миллионов рублей.
Одновременно с государственными службами поощрялась организация деятельности аналогичных служб частными лицами. Следовательно, параллельно развивались государственная и частная системы призрения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.