Для братьев-славян, - раненых сербских солдат и офицеров участников сербо-черногорско-турецкой войны (1876-1878 гг.), - в городе Снедерев (Сербия) прихожане-предприниматели Рогожского Богаделенного Дома в 1876 году построили лазарет.
В ответ Московская старообрядческая Община получила благодарность от правительства Сербии, которое наградило ее почетным крестом. Отрицательное отношение правящего режима к Общине проявилось и в том, что орден 3 года не вручали, так как он находился в МВД и только после высочайшего прошения на имя императора он нашел своего заслуженного адресата.
Беды народные, связанные с социальными последствиями русско-турецкой войны 1877-1878 годов, не прошли мимо предпринимательских кругов старообрядческой Общины - они, например, взяли на свое содержание лазарет для излечения тысячи раненых. Только за май-июнь 1877 года члены Общины, - прежде всего наиболее богатые купцы, - на его нужды пожертвовали 30667 рублей серебром.[162]
Рахманов Федор, старшина выборных московских старообрядцев, в начале русско-японской войны обратился к единоверцам: “Я, как старшина выборных московских старообрядцев, приемлющих священство, обращаюсь к г.г. выборным и всем старообрядцам, призывая их проникнуться всей важностью настоящего времени и своими средствами придти на помощь раненым и их покинутым семьям”.[163]
В ответ в конторах Рогожского Богаделенного Дома и компании “Осипов и К” организовали ежедневный прием пожертвований, кружечный сбор в помощь семей погибших, поездку на Дальний Восток старообрядческих священников на общинные средства, в которых преобладал купеческий капитал.
Для воинов России, пострадавших в первой мировой войне, Рогожский Богаделенный Дом устроил действующий лазарет на 80 коек, в котором, например, в 1915 году поправили свое здоровье 8 офицеров и 500 нижних воинских чинов. Для его нужд имелся установленный капитал, также принимались единичные вклады членов Общины как деньгами, так и продуктами. При нем работала библиотека, проводились тематические чтения, развлечения.
Медицинское обслуживание раненых в лазарете удачно сочеталось с личным вниманием, теплотой и заботой прихожан Общины. По примеру высшего света России в его составе в качестве сестер милосердия трудились родственницы и жены состоятельнейших элитных московских купцов - Шелапутина Е.Д., Сухачева К.П., Грибанова О.Н. и т.д.[164]
Отдельным направлением благотворения предпринимателей-старообрядцев Рогожской общины являлась помощь людям в московских тюрьмах. Ее социальная особенность состояла в тех исторических, социально-психологических истоках и преемственно осознанной общности положения гонимых, которое в той или иной мере сближало понимание и старовера, и человека, попавшего в тюрьму.
В 30-е годы XIX века с разрешения Московского военного генерал-губернатора на средства купцов-старообрядцев из общины Рогожского кладбища были построены и полностью ими содержались этапные дома для пересыльных арестантов у деревни Новой Андроновке за Рогожской заставой и у деревни Новой на старой Владимирской дороге. Прислуга этих домов, состоявшая из трех человек, готовила для заключенных и нижних конвойных чинов горячую пищу и отчитывалась перед Общиной в расходуемых средствах.
Практиковались денежные подаяния московских старообрядцев заключенным: московские купчихи раздавали пересыльным денежные милостыни. В 1854 году купец Рахманов Федор Андреевич передал, согласно своего духовного завещания, 50 тысяч рублей серебром в измайловскую богадельню и в “пересылочный замок для переделки казармы”, а кроме этого завещал арестантам 4 тысячи рублей серебром.[165]
Однако такая благотворительная деятельность старообрядцев не вызывала одобрения у руководства МВД, которое добилось перевода этих этапных домов, - с 20 апреля 1855 года особым указом московского военного генерал-губернатора гр. А.А.Закревского, - на содержание в Московский попечительный о тюрьмах комитет.
После этого усложнилась и передача денежных пожертвований: они стали поступать к начальникам этапов, а через них - пересыльным, что ухудшило их положение с одной стороны, а, с другой - способствовало росту авторитета и влияния старообрядчества.[166]
Просвещение, образование детей старообрядцев рассматривалось как важная форма филантропического участия деловых людей Рогожского Богаделенного Дома. В связи с открытием в стране новых старообрядческих школ в начале ХХ века возникла необходимость подготовки для них учительских кадров.
В соответствии с решением Общины о создании при ней училища, в 1906 году на заседании Совета избрали Училищную Комиссию для практического руководства, в составе которой находились А.И.Морозов, П.А.Морозов, братья П.П. и С.П.Рябушинские, Г.К.Рахманов, И.А.Пуговкин и другие. Они непосредственно занимались вопросами строительства училища, подготовки его устава, программы работы и т.д.
В дальнейшем Община образовала Московский старообрядческий институт, смета расходов которого, например, в 1916 году составила 35310 рублей. Деньги поступали в институт в качестве процентов по целевым вкладам предпринимателей, - так, вклад П.М.Рябушинского и А.С.Рябушинского составил 1000 рублей, П.П.Рябушинского - 6200 рублей, а также пожертвований: от Морозова Т.С. - 1800 рублей, Кузнецова Т.М. - 1800 рублей, Рябушинского С.П. - 5000 рублей и т.д.[167]
Незначительная часть средств, в 3 раза менее необходимых затрат на питание, взималась с обучающихся, а оставшиеся суммы поступали со счетов Общины. Аналогичным путем обеспечивалось финансирование начальной практической школы на 67 детей, действовавшей при Рогожском кладбище.
Значительный капитал Рогожского Богаделенного Дома, основу которого составляли вложения предпринимателей-старообрядцев в виде ценных процентных бумаг и акций обеспечивал широкие возможности для организации благотворительной деятельности: 1 января 1916 года он исчислялся, например, в 2520420 рублей, а ежегодные проценты с него соответственно - более 120 тысяч рублей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.