Российское предпринимательское благотворение: неизвестные страницы (XIX - начало ХХ вв.), страница 38

Характерная и важнейшая социальная особенность благотворения заключалась в том, что состоятельные старообрядцы не могли не участвовать в этой деятельности, что являлось обязательным и почетным условием.[168]

Невозможно переоценить значение огромного вклада в социальную политику Общины ее видных представителей из числа предпринимателей - Личностей, Благотворителей. Их социальная активность нередко выходила за рамки старообрядческой Общины: они активно участвовали в общественно-политической и культурной жизни страны.

Известна благотворительная деятельность представителей крупных торгово-промышленных фамилий, например, Морозовых, Рябушинских и других, основавших богадельни и больницы, библиотеки и училища, тративших значительные суммы на поддержку русских журналов и издательств, театров и научных экспедиций и т.д. Русскую культуру, искусство, московские музеи обогатили бесценные художественные коллекции Морозовых, Рябушинских.

Являясь попечителями Московской общины, они принимали активное участие в работе Совета старообрядческой общины Рогожского кладбища. Крупнейший банкир и промышленник России Рябушинский Павел Павлович (1871-1924 гг.) был одновременно председателем Московского Биржевого Комитета, Московского военно-промышленного комитета, Совета Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, нескольких всероссийских старообрядческих съездов, а с 1916 года - членом Государственного.

Его брат Рябушинский Сергей (1874-1924 гг.) - основатель московского автомобильного завода АМО (теперешний ЗИЛ) председательствовал в Училищном Совете Рогожской общины.

Морозов Тимофей Саввич (1823-1889 гг.), находясь в составе общины Рогожского кладбища, приобрел широкую известность как представитель крупнейшей в стране промышленной династии. Являлся председателем Биржевого комитета, гласным московской городской Думы, членом московского отделения мануфактурного Совета.

Высокие должностные обязанности в Общине выполняли и его потомки. Например, Морозов С.А. - как выборный московского старообрядческого общества для избрания попечителей и член Училищной комиссии общины Рогожского кладбища, Морозов А.И. - выборный общины, Товарищ председателя Совета.

Общественная активность отличала Солдатенкова К.Т. - почетного члена Московского купеческого собрания. Кузнецовы, Михайловы, Назаровы, Свешниковы представляли интересы старообрядческой буржуазии в московских и российских общественных организациях.[169]

Старая вера и единая община Рогожского Богаделенного Дома сплачивала, объединяла другие известные, уважаемые московские купеческие семьи - Рахмановых, крупных торговцев хлебом, Шибаевых, владельцев гигантской Истомкинской мануфактуры и химических заводов, Дубровиных, основателей десятков трактиров, магазинов, Солдатенковых, сорокамиллионным состоянием владел издатель, предприниматель Солдатенков К.Т., десятки представителей первостатейных торгово-промышленных кругов Москвы.

Их благородное соперничество на ниве благотворения дало плодотворные и памятные результаты: Москва, например, получила больницы и библиотеки, училища и рабочие курсы от Морозовых, богадельню и дом бесплатных квартир - от Рахмановых, бесплатные столовые и издания журналов, поддержку научных экспедиций - от Рябушинских, “Боткинскую” больницу на 245 коек и училища, гимназии, коллекцию живописи и икон - от Солдатенкова К.Т., Педагогический институт - от Шелапутина и другое.

Городской Голова Гучков Н.И., - брат лидера октябристов Гучкова А.И., - возглавлявший Московскую Городскую Думу, выразил ее и свою признательность, благодарность, например, Рахмановым за введение “нового и весьма полезного начинания - временного доставления бесплатного жилища впавшим в нужду лицам”.[170]

Характерную критическую оценку некоторых сущностных социально-психологических особенностей этой деятельности находим в воспоминаниях Рябушинского В.П. Он, в частности, отмечал, что “с конца XIX века главное соперничество между именитыми родами пошло о том, кто больше для народа сделает. Было тут, чего греха таить, и тщеславие (у Морозовых, пожалуй, меньше чем у других)... Старший брат Павел Павлович нас часто наставлял: “Богатство обязывает”... так и другие роды понимали, но подкладкой этого, хотя часто и несознаваемой, конечно была твердая христианская вера отцов и дедов”.[171]

Немало менее крупных благотворительных вкладов поступало от московского старообрядческого купечества. Кузнецов И.Ф., сделав в 1851 году разовый вклад в 3 тысячи рублей серебром для детских приютов, ежегодно вносил по 1 тысяче рублей серебром, после чего поступил в Московские Детские Приюты на службу.

Бутиков И.П. за жертвенный вклад для бедных москвичей в размере 7 тысяч рублей серебром был представлен к награде золотой медалью на анненской ленте. По этому случаю московский генерал-губернатор рекомендовал министру внутренних дел “давать купцам награды, чтобы приобщить и других к подобным пожертвованиям...”[172]

Столовая имени П.М.Рябушинского, основанная братьями Рябушинскими в 1914 году, лишь за один год первой мировой войны организовала 32615 бесплатных обедов для солдатских детей, жен и других их родственников.[173]

В отдельный вид жертвенных дарений, связанных с медицинским обслуживанием нуждающихся, можно отнести многие именные взносы на оплату медицинского ухода, питания больных, содержания койко-места и т.д. Так, Рахманова К.Д. в 1900 году пожертвовала 7 тысяч рублей на аналогичные нужды Спасо-Екатерининской больнице, а Свешников Н.Н. - купец крупного и известного старообрядческого рода - внес 3 тысячи рублей на медицинские расходы при богадельне им. И.Н.Геер и т.д.[174]

Следовательно, деловой мир старообрядческой Москвы и Московской губернии внес существенный и социально значимый вклад в благотворение страны в XIX - начале ХХ веков. Его представителей характеризовало осознание своей высокой ответственности, общественной роли и активное участие не только в социальной политике Рогожского Богаделенного Дома, но и в духовной, общественно-политической и культурной жизни Российской империи.