Являясь действенным фактором общественной жизни, мораль, - с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости, - и благотворительность как моральная норма, содержащая эти характеристики, приобретает все большую общечеловеческую ценность и социальную значимость. Формирование и появление в обществе морали ознаменовалось складыванием специфических ценностных ориентиров, призванных направить социальную активность человека на внимание к другим людям, заботу о них.
В таком понимании мораль - это определенный идеал взаимоотношений между людьми, который присутствует в философских и религиозных концепциях. Попытки практически приблизить к этому идеалу несовершенную эмпирическую действительность осуществлялись в виде различных альтруистических, благотворительных деяний и акций, социально-политических проектов и экспериментов.
В широком смысле понятие филантропия или благотворительность основано на абсолютизации любви особого рода - немотивированной, корыстно незаинтересованной, не делающей различия между другом и врагом, находящей ближнего в каждом встречном человеке. Именно жертвенная любовь к людям, выраженная в заповеди любви к ближнему, в христианском моральном учении занимает центральное место, а благотворительность является главным, определяющим принципом поведения истинного христианина.
Альтруизм, являясь нравственным принципом, по которому благо другого человека и он сам более значимы, чем мое "я" и собственное благо, имеет и внерелигиозное обоснование - он рассматривается как необходимая для жизни социума норма подчинения личного интереса общественному.[195]
Социальная особенность конкретно-исторического содержания альтруистических требований зависит и определяется отношениями во всей системе общественной морали, философского, идеологического, правового обоснования альтруистического поведения.
Так, в условиях тоталитарного общества, где заботу о благе человека полностью берет на себя государство, альтруизм становится элементом идеологии, основанной на полном подчинении человека обществу, личных интересов - общественным.
В социалистической морали с классовых позиций благотворительность объявляется чисто буржуазным понятием, но в тоже время содержательно близкие ей принципы классовой солидарности, интернационализма, взаимопомощи и коллективизма не только декларируются, но и практикуются в качестве нормы межличностных отношений.
В буржуазной морали ключевой ценностной является ориентация сознания на богатство и достижение личного успеха. Как принцип поведения альтруизм здесь противостоит частным экономическим интересам и связанным с ними индивидуализму и эгоизму, а благотворительность как форма альтруистического поведения буржуазии сглаживает это противоречие, стремится уравновесить, сбалансировать личные и общественные интересы, служит интересам стабильности, гуманизации и цивилизации общества.
В реализации терминологических особенностей понятийного аппарата настоящей темы нередко отсутствует необходимая смысловая дифференциация, встречаются синонимические параллельные семантические толкования, хотя каждый термин в социальной проблематике и практике имеет свое определенное функциональное значение.
Рассмотрим это на примере таких понятий, как призрение (общественное призрение) и благотворительность.
Первое используется по отношению всей сферы социальной реабилитации основных категорий населения, - дети, инвалиды, старики, - которые нуждаются в помощи и не в состоянии самостоятельно прокормить себя своим трудом.
Второе понятие по смысловому содержанию не совпадает полностью с общественным призрением, так как не предполагает государственный уровень выполнения программы социальной реабилитации.
Следовательно, прежде всего благотворительность можно отнести к такому направлению общественной деятельности, которая связана с передачей юридическими и физическими лицами, - но не субъектами государства, - денежных и материальных средств, и с личным сотрудничеством, непосредственным участием частных лиц в организации помощи нуждающимся людям.
Актуальность проблемы в современных условиях предопределена социальной значимостью, общественным интересом и связана с ее дискуссионностью.
При обсуждении различных аспектов благотворительной деятельности на общественных слушаниях по проекту Закона Московской области "О благотворительной деятельности в Московской области", проходивших в Московской областной Думе 10 сентября 1996 года, - это были первые слушания такого рода по правовому регулированию благотворительной деятельности на территории Московской области, - возникло много вопросов.
Прежде всего о том, что следует относить к термину "осуществление благотворительных пожертвований". Так как в ГК РФ "пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях" (Ст. 582), а в Федеральном Законе "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" перечислены формы благотворительных пожертвований, к которым отнесено и "бескорыстное (безвозмездное или на льготных условиях) выполнение работ, предоставление услуг благотворителям - юридическим лицам", то однозначности в понимании терминологии достигнуто не было.[196]
В процессе анализа целеполагания благотворительной деятельности было предложено установить не только цели, задачи, соответствующие Федеральному Закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", но и другим Федеральным Законом с конкретным указанием той категории граждан, на которую по законодательству распространяется действие социальных гарантий.
Так, представитель Московского областного союза "Чернобыль" предложил отнести к целям благотворительной деятельности, регулируемой Законом Московской области, оказание помощи пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, то есть указать одну из катастроф конкретно, а представитель Московского областного отделения Фонда социальных гарантий военнослужащим - ввести в проект оказание помощи гражданам - участникам "горячих точек".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.